Ранние работы Марка Шагала показывают в Базеле
Около ста картин художника представлено на выставке
«Марк Шагал. Годы прорыва, 1911 — 1919» в Музее изобразительных искусств Базеля. Смотрим
, какие культовые шедевры и малоизвестные работы мастера собрала экспозиция в Швейцарии.
Выставки работ Марка Шагала в Швейцарии — отнюдь не редкость. Здесь его любят и ценят; редкая экскурсия по Цюриху обходится без посещения церкви Fraumünster, для которой Шагал создал витражи — их торжественное открытие состоялось в сентябре 1970 года; Шагалу было тогда 83 года. В 1978 году девяностолетний мастер выполнил на южной стене поперечного нефа церкви в дополнение к существующему циклу новый шедевр: круглое окно-розетку размером 2,7 метра в диаметре.
Первая персональная выставка художника в Швейцарии состоялась в 1933 году в Базеле — после Берлина (1914), Парижа (1924) и Нью-Йорка (1925). При этом, по сравнению с предыдущими, это был самый значительный ретроспективный показ картин Шагала — на выставке были представлены 172 работы. Потом, начиная с 1950-х, выставки Шагала проходили в Берне, Цюрихе, Женеве и не только.
С осени 2017-го работы Шагала снова в Базеле: до 21 января 2018 года в Музее изобразительных искусств работает выставка «Шагал — годы прорыва, 1911 — 1919». Экспозиция получилась уникальной благодаря исключительной подборке его работ, находящихся в собраниях самого музея и коллекции коллекционера и ценителя искусств Карла Им Оберстега, который был одним из первых покупателей работ Шагала. Помимо этого, работы из своих коллекций для выставки представили МоМА, Музей Людвига (Кёльн), Сузей Соломона Гугенхайма (Нью-Йорк), парижский Центр Жоржа Помпиду, Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея, Музей Израиля (Иерусалим), Филадельфийский художественный музей, Художественная галерея Торонто, Музей Штеделя во Франкфурте-на-Майне и другие.
Название выставки не случайно. Марк Шагал нашёл свой стиль, свой путь в искусстве, когда жизнь его разрывалась между двумя противоположными мирами — его родным Витебском и Парижем, в котором он жил с 1911 по 1914 год.
Поэт Андре Бретон писал о Шагале в работе «Генезис и художественная перспектива сюрреализма»: «Тотальный лирический взрыв восходит к 1911 году. Именно с этого момента метафора, только у него, отмечает свой триумфальный вход в современную живопись».
Работы, созданные Марком Шагалом в первый парижский период, сочетают в себе воспоминания о русской провинции с известными видами французской столицы, которая была в то время и мировой столицей изобразительного искусства. Помимо этого, работы Шагала представляют собой удивительный синтез фольклорного, примитивного искусства с новейшими стилистическими экспериментами, которые присутствовали в творчестве его парижских друзей — Пикассо, Робера и Сони Делоне, Жака Липшица. В первом зале выставки, где представлены работы парижского периода, есть удивительный «Оммаж Гийому Аполлинеру» (1913), ещё одному парижскому другу Шагала, и двойной Аполлинера с поэтом Блезом Сандраром (1911), чью авангардистскую поэму-коллаж «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» иллюстрировала Соня Делоне.
«Оммаж Гийому Аполлинеру» (1913)
«Он спит Он проснулся Вдруг он пишет Он берёт церковь и пишет церковью Он берёт корову и пишет коровой Головами, руками, ножами Он пишет бычьим нервом Он пишет всеми нечистыми страстями еврейской деревушки Всей чрезмерной страстностью русской провинции… Для Франции…», — писал о Шагале Блез Сандрар.
«Его блестящие глаза дарили мне утешение», — писал о Сандраре Шагал.
Именно поэты Сандрар и Аполлинер стали в те годы ближайшими друзьями Шагала — хотя он и работал с 1912 по 1914 год
в знаменитом «Улье», в котором было 140 ателье-студий художников. Именно Сандрар придумал названия к целому ряду знаковых работ Шагала: «Посвящение моей невесте», «России
, ослам и другим», «Я и моя деревня», которые представлены на выставке.
«Аполлинер и Сандрар» (1911)
«Посвящение моей невесте» (1911)
«России, ослам и другим» (1912)
Париж оказал важнейшее влияние на становление творческой манеры, художественного стиля Шагала. В автобиографии «Моя жизнь» он пишет: «Париж стал тем живительным источником, без которого мое творчество зачахло бы, как дерево без воды». «Здесь, в Лувре, перед полотнами Мане, Милле и других, я понял, почему никак не мог вписаться в русское искусство».
И, хотя в его работах появляются смелые, яркие цвета и новаторские приёмы, в Париже художник продолжает рисовать родной Витебск. «Однажды в Париже мне, наконец, удалось выразить радость, похожую на удовольствие от еды, которую я иногда чувствовал в России, — радость моих детских воспоминаний о Витебске», — писал Шагал.
На выставке в Базеле представлен целый ряд знаковых работ
первого парижского периода.
Фото в слайдере: работы Марка Шагала «Шабат» (1911), «Жёлтая комната» (1911), «Пара и козёл» (1911), «Мастерская» (1911), «Поэт, или половина четвёртого» (1911), «Мазин, поэт» (1911), «Святой кучер» (1912), «Свадьба» (1912), «Продавец скота» (1912), «Солдатское чаепитие» (1912−1913), «Летящая повозка» (1913).
Зато если уж на холст попадала Франция — то вся сразу. Представленную на выставке в Базеле картину «Париж из окна» (1913) можно читать справа налево, сверху вниз и наоборот. Эйфелева башня, конечно, стала данью Делоне, окно играет роль границы между столь разными мирами, сам художник с двумя лицами смотрит и на Запад, и на Восток, а на него самого взирает прирученная муза — кот с человеческим профилем.
После успешной выставки в Германии, организованной в апреле 1914 года Гервартом Вальденом, издателем журнала «Der Sturm» и владельцем «Sturm-Galerie», — на выставку Шагал поехал с Сандраром, — он едет в родной Витебск. Художник желает повидаться с любимой невестой и музой всей жизни, Бертой Розенфельд, которая вскоре сменила своё имя, став Беллой — именно под этим именем её знают все ценители творчества Шагала. Собственно, и сам Шагал стал Марком уже в Париже, а родился он Моисеем.
Начавшаяся Первая мировая война лишает художника возможности вернуться в Париж. На восемь лет Шагал остаётся в России. В 1915 они с Беллой женятся, в 1916 рождается их единственная дочь Ида.
Брат Беллы Яков содействует освобождению Шагала от призыва на фронт и помогает с работой: художник получает место ответственного за обзор прессы в Военно-Промышленном комитете в Петрограде. Творчество Шагала в эти годы отражает его опыт и переживания. Из-под его кисти в эти годы выходят и виды родного Витебска, и портреты военных, и ряд религиозных работ.
Иллюстрация слева: «Красный еврей» (1915)
«…Шагал был среди тех
, кого новая власть поначалу вдохновила. Ему более не указ напыщенные академики из отвергшей его Академии искусств. Да и социальная пропасть между дочерью ювелира и сыном приказчика рухнула. Захваченный свежими
, как тогда казалось
, переменами Марк Шагал даже некоторое время занимал пост уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии. К первой годовщине Октября Шагалу поручено украсить город. Витебск был опутан бесконечными заборами. Более сотни городских маляров под руководством Марка Шагала раскрасили заборы
, стены и все
, на чем можно было рисовать. Такого граффити мир еще не видел…» —
биография художника в Артхиве.
«Еврей в зелёном» (1914)
«Еврей в чёрно-белом» (1914)
В 1917-м по рекомендации Анатолия Луначарского, который бывал в мастерской художника ещё в Париже, Шагал возвращается в Витебск, где становится уполномоченным по делам искусств. Он работает над созданием первого в Витебске художественного музея и открывает там Народное художественное училище, куда приглашает для преподавания своего первого учителя Юделя Пэна, Эля Лисицкого и Казимира Малевича. Позже он перебирается в подмосковный посёлок Малаховка, где преподает живопись и литературу сиротам в еврейском приюте и оформляет для Еврейского камерного театра декорации к «Миниатюрам» Шолом-Алейхема, пишет настенные панно для театрального интерьера. И всё чаще мечтает о возвращении в Париж. В 1922-м они с Беллой и Идой через Вильнюс уедут в Берлин, а затем в Париж — уже навсегда.
На выставке в Базеле представлены фотографии художника и его семьи; кроме того, целый зал отведён для фоторабот двух выдающихся фотографов еврейских местечек и еврейского быта — Романа Вишняка и Соломона Юдовина.
Помимо работ 1911−1919 годов на выставке демонстрируются также ряд более ранних и более поздних работ. Это « с кистями» (1909), «Моя невеста в чёрных перчатках» (1909), «Падающий ангел» (1923−1947).
Работа выставки продлится до 21 января 2018 года.
Артхив: читайте нас в
Телеграме и смотрите в Инстаграме
Текст
, фото: Евгений Деменок.