Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Чешские импрессионисты… Звучит интригующе,не правда ли? С чешскими кубистами понятно — Эмиль Филла,Богумил Кубишта,Йозеф Чапек,Отакар Кубин; с абстракционистами тоже — Франтишек Купка. А вот импрессионисты? Они среди чешских художников тоже есть.
Найдется немало чешских мастеров,которые,если и не оставались на всю жизнь приверженцами этого течения,однако пробовали применить в своём творчестве методы и приёмы импрессионизма.
Самая крупная за всю историю страны выставка«Свет в картине. Чешский импрессионизм», которая проходит в Манеже Пражского града,способна убедить даже самого искушённого зрителя в том,что чешский импрессионизм
Уникальная экспозиция собрала 520 работ 78 художников из более чем пятидесяти музеев,галерей и частных коллекций. Среди авторов — Антонин Славичек, Макс Швабинский, Людвик Куба,Олдржих Блазичек,Антонин Гудечек,Карел Лангер,Вацлав Брожик, Богуслав Дворжак,Вацлав Бжезина,Йозеф Шуссер,Йозеф Ульманн,Алоис Калвода,Рудольф Кремличка,Ота Бубеничек,Милош Йиранек,Людек Марольд,Франтишек Кисела,Ян Прейслер, Вацлав Радимский и другие. Есть на выставке импрессионистические работы Франтишека Купки и Отакара Кубина.
Франтишек Шимон,«Тамвай у Народного театра»
Работы разбиты по темам: «Сады и парки», «Торжества и обряды», «Портрет и фигура», «Море», «Воды», «Зимы». В одном из залов собраны виды Праги,принадлежащие кисти Антонина Славичека,Карела Лангера,Франтишека Шимона и других художников.
Карел Лангер, "Прилет чаек в Прагу"
Карел Лангер, "Градчаны осенью"
Среди множества довольно однообразных пейзажей,утомляющих обилием зелёного цвета,ярко выделяются великолепные портреты Макса Швабинского и Людвика Кубы. Интересны городские пейзажи Антонина Славичека. Об этих трёх художниках стоит рассказать подробнее.
Антонин Славичек
У Антонина Славичека,которого называют«чешским Моне», была трагическая судьба. Он родился в Праге 16 апреля 1870 года. У Славичека рано проявились способности к рисованию,и уже в 16-летнем возрасте он уехал учиться в Мюнхен. Через год,в 1887,он поступает в Академию художеств в Праге,где учится в классе пейзажной живописи у профессора Юлиуса Маржака. Несколько раз он прерывает свою учёбу и в 1888 году даже уходит в бенедиктинский монастырь. В 1893 году Славичек впервые представляет общественности свои пейзажи на выставке Художественной беседы. В 1894—1899 годах он много пишет на пленэрах в окрестностях Праги.
Антонин Славичек,«Староместская площадь»
После смерти в 1899 году профессора Маржака Славичек занял на полгода пост руководителя класса. Он пытался также получить звание профессора,однако это ему не удалось — вскоре пейзажный класс был закрыт. После окончания академии Антонин Славичек перестал работать в реалистической манере Маржака и начал искать свой особенный стиль,который нашёл в импрессионизме,став вскоре мастером в изображении красот чешской природы.
Антонин Славичек,«Вид с Летны»
В 1903—1905 годах Славичек с семьёй жил в деревне Каменички Пардубицкого края,где из-под его кисти вышло множество прекрасных пейзажей. В 1905 году художник начал рисовать улицы и улочки Праги,которая стала его новым вдохновением. В 1907 году он побывал в Париже,Нюрнберге и Страсбурге и через Бельгию вернулся в Прагу. В 1908 году написал два монументальных пейзажа«Вид на Прагу от Ладви» и «Вид на Прагу с Летны», которые представлены на выставке«Свет в картине».
Осенью 1908 года Славичек начал работать над импрессионистическим образом Собора святого Вита в Праге,но не смог закончить картину из-за внезапной болезни жены. В горах вблизи Дубровника,куда они отправились в начале 1909 года на лечение,Антонин сломал руку. После заживления по приглашению друга,пастора Яна Селичара,которого Славичек знал по Каменичкам,он с семьёй поехал в Германию. Там 10 августа 1909-го при купании в реке Славичка поразил удар; у него парализовало правую половину тела. Хотя художник немного оправился и даже начал рисовать левой рукой,результаты настолько разочаровали его,что он решил добровольно уйти из жизни и застрелился в 1910 году в Праге.
Слева: Антонин Славичек,«Собор святого Вита»
Макс Швабинский
Проживший долгую жизнь и создавший огромное множество живописных и графических работ Максимилиан Теодор Ян Швабинский родился 17 сентября 1873 года в Кромержиже. Художественные способности у Макса Швабинского проявились весьма рано,поэтому сразу после окончания в 1891 году реального училища в Кромержиже Швабинский поступил в пражскую Художественную академию,в класс профессора Максимилиана Пирнера. Интересно,что графике он учился у того же профессора Юлиуса Маржака,у которого учился и Славичек.
Признание пришло к нему очень рано и сопровождало художника в течение всей жизни. Помимо собственно творчества,Макс Швабинский активно участвовал в общественной жизни. Сразу после приезда в Прагу он стал участником Союза чешских художников«Манес», названного в честь выдающегося художника Йозефа Манеса. Первое международное признание пришло к Максу Швабинскому в 1904 году — тогда он получил золотую медаль на Всемирной выставке в Сент-Луисе.
После получения в 1910 году профессорского титула Швабинский организовал в пражской Художественной академии специальный кабинет графики,который и вёл до 1927 года. В 1918 году Макс Швабинский вошёл также в число создателей Общества чешских художников-графиков Hollar,названного в честь жившего в 17 веке чешского графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
и рисовальщика Вацлава Холлара. Графика
Монотипия относится к группе техник плоской печати. В отличие от других методов эстампа, позволяющих сделать множество оттисков с одной формы, здесь получается лишь одно изображение (отсюда и «моно» – «один» – в названии). Чаще всего монотипию используют иллюстраторы детских книг. Она популярная также у психологов (для выяснения внутреннего состояния человека) и педагогов (для развития воображения у детей). Читать дальше
Коллаграфия – относительно новый вид рельефной печати. Она была изобретена в середине XX века и сочетает в себе экологичность, лёгкость исполнения, богатство текстур и пластики, и, кроме того, хорошо совмещается с другими графическими манерами (например, «сухой иглой»). Печатная матрица представляет собой коллаж (отсюда и название, сочетающее слова «коллаж» и «-граф») и создаётся путём наклеивания различных материалов – тканей, пластика, песка, растений и так далее – на деревянную или картонную основу с помощью различных паст. Читать дальше
Во второй половине XV века ксилографию начала вытеснять гравюра на металле или интальо. Термин произошёл от итальянского intagliare, означающего «вырезать, насекать, прорезать». В отличие от ксилографии, где отпечаток на бумагу переносят выступающие части матрицы, здесь видимые следы оставляют борозды, содержащие чернила. Поэтому гравюра на металле относится к группе техник глубокой печати. Читать дальше
всегда была сильной стороной Швабинского.
Макс Швабинский,«Бедный край»
Моделью для самой известной картины Швабинского«Бедный край», представленной на выставке«Свет в картине», стала невеста художника,Элла Верихова. Одним из самых любимых мест времяпрепровождения семьи Верихов,с которой дружил Швабинский,была область чешско-моравской Высочины,где и родился замысел картины. «Бедный край» до сих пор остаётся одним из самых красивых пейзажей в чешском изобразительном искусстве. На выставке представлен целый ряд других работ Швабинского,среди которых прекрасная картина«Слияние душ», где он изобразил себя с женой Эллой Вериховой.
Макс Швабинский,«Слияние душ»
Еще одна работа художника,представленная на выставке в Праге.
Макс Швабинский был мастером не только в живописи и графике. Несколько витражей в соборе Святого Вита,главном соборе Чешской Республики,были выполнены именно им.
Это витраж
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
Витраж – (от франц. vitrum – стекло) – вид декоративного искусства, при котором изобразительная или орнаментальная композиция из разноцветного стекла, размещается на сквозном освещении. Зачастую витражами заполняют оконные проемы. Издавна таким образом украшали храмы. С эпохой Возрождения витраж переформатировался в живопись на стекле. В Россию это украшение пришло в XII веке, став одним из must have в интерьерах богатых домов.
«Ниспослание духа святого» в капелле святой Людмилы,витраж
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
Витраж – (от франц. vitrum – стекло) – вид декоративного искусства, при котором изобразительная или орнаментальная композиция из разноцветного стекла, размещается на сквозном освещении. Зачастую витражами заполняют оконные проемы. Издавна таким образом украшали храмы. С эпохой Возрождения витраж переформатировался в живопись на стекле. В Россию это украшение пришло в XII веке, став одним из must have в интерьерах богатых домов.
в самом большом окне собора на тему«Последнего Суда», а также трёхчастный витраж
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
Витраж – (от франц. vitrum – стекло) – вид декоративного искусства, при котором изобразительная или орнаментальная композиция из разноцветного стекла, размещается на сквозном освещении. Зачастую витражами заполняют оконные проемы. Издавна таким образом украшали храмы. С эпохой Возрождения витраж переформатировался в живопись на стекле. В Россию это украшение пришло в XII веке, став одним из must have в интерьерах богатых домов.
«Святая Троица», выполненный художником уже после Второй мировой войны. Две настенные росписи под названием«Чешская весна» работы художника украшают столичный Муниципальный дом. Им были созданы эскизы для трёх чешских купюр — в 50,100 и тысячу крон.
Макс Швабинский,«Желтый зонт от солнца. Лето»
В 1933 году Швабинский получил почётную степень доктора философии,в 1945 году он был удостоен звания«Народный художник», а шесть лет спустя был награжден чехословацкой премией мира. Макс Швабинский умер 10 февраля 1962 в Праге и похоронен на кладбище в Вышеграде,рядом с другими выдающимися представителями чешского народа.
Людвик Куба
На рубеже 19-го и 20-го веков процесс национального возрождения,который составлял содержание культурного развития Чехословакии во второй половине XIX столетия,закончился. Перед молодым поколением художников встали новые задачи. В живописи,и особенно в пейзаже,стали осваиваться методы импрессионизма,а затем и постимпрессионизма. Одним из художников,чье творчество отразило веяния времени в чешском искусстве рубежа веков,был Людвик Куба — художник,ученый и писатель.
Людвик Куба родился 16 апреля 1863 года в городе Подебрады. В 1877−79 годах он учился в пражской органной школе; затем — в педагогическом институте в городе Кутна Гора,где начал самостоятельно заниматься живописью и изучать славянские языки. После окончания педагогического института Куба два года работал учителем и в это же время интенсивно работал над первой частью сборника славянских песен«Slovanstvo ve svých zpěvech», который издал в 1884 году. В 1885 году оставил педагогическую деятельность и полностью посвятил себя литературной ниве и сбору этнографических материалов,предпринимая частые поездки в Лужицу,Галицию,на Балканы и в Россию.
Слева: Людвик Куба,«Автопортрет»
Параллельно с этим Людвик Куба учился живописи у Карела Либшера,по совету которого в 1891 году поступил в Академию художеств,в класс Максимилиана Пирнера. В 1893 году Куба на два года уезжает в Париж,где учится в Академии Жюлиана. Однако решающим для творческого становления Кубы стало девятилетнее пребывание в Мюнхене,где художник посещал знаменитую школу Ашбе.
В мюнхенский период Куба отдавал предпочтение натюрморту,а позже,в 1910-е годы,начал обращаться к бытовому жанру. Людвик Куба создал целый ряд замечательных автопортретов,ряд которых представлен на выставке«Свет в картине».
Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Людвика Кубы
Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Людвика Кубы
Людвик Куба был не только живописцем,но и известным ученым — этнографом и искусствоведом. На основе многолетних исследований славянских народных песен и обычаев,многочисленных поездок по славянским странам он написал пятнадцатитомный труд«Славянство в своих песнях», а также издал отдельные работы по музыкальной культуре Лужицы,Чехии,Македонии,Боснии и Далмации. Кроме этого,Людвик Куба занимался составлением коллекции китайской и японской живописи,часть которой сегодня хранится в Праге в музее азиатских,африканских и американских культур. Столь различные увлечения — живопись и этнография, — дополняли и взаимно обогащали друг друга.
Работа Людвика Кубы
Работа Людвика Кубы
В 1924 году Куба организовал в Праге собственную художественную выставку,после которой чешское Министерство культуры приобрело пятьдесят шесть его картин. В 1937 году художник был принят в члены Чешской академии наук и искусств. С 1945 года Куба преподавал в Академии художеств в Праге.
Разносторонний и талантливый мастер,Людвик Куба скончался 30 ноября 1956 года в Праге в возрасте 93 лет.
Выставка«Свет в картине. Чешский импрессионизм» производит прекрасное впечатление и наверняка породит новую волну интереса к работам чешских импрессионистов. Работа выставки продлится до 7 января 2018 года.