Ольга Рапай-Маркиш (1929−2012) — дочь поэта и драматурга Переца Маркиша, расстрелянного по делу Еврейского антифашистского комитета, и филолога Зинаиды Йоффе, отправленной в ГУЛАГ как «член семьи изменника Родины». Отчим Ольги, языковед и переводчик Борис Ткаченко, был расстрелян в 1937 году за «украинский национализм».
Ольга родилась в Харькове в 1929 году и разделила трагическую судьбу множества своих современников. Ее арестовали в 1953 году во время лекции в киевском Художественном Институте, и «как дочь предателя Родины» сослали в Сибирь на 10 лет.
Фото: Ольга Рапай-Маркиш, 1960-е гг. Источник: antikvar.ua
С 1970-х годов Ольга Рапай-Маркиш работала над декоративным оформлением интерьеров и внешним декором зданий. Ее работы украшают Национальную библиотеку Украины для детей, Институт физиологии им. Богомольца, Институт ботаники им. Холодного, Дома художественных коллективов. На выставке представлены красочные эскизы к оформлению Киевского государственного дома художественного и технического творчества (бул. Шевченко 50/52).
В этих работах мастер проявляется одновременно как талантливый скульптор и увлекательная рассказчица. Повествовательный характер ее работ с шутливыми, бурлескными интонациями проявляется в причудливых сплетениях, а сюжет развивается в сложно организованном пространстве. Изображать мир скоморохов и шутов, которые прячут свои беды и горечь разочарований за маской смеха, была особой формой рассказа скульптора о собственной судьбе.
«Ольга оставила несколько автопортретов, на которых изображена в своей неизменной полосатой тельняшке, на борту сказочной каравеллы, в добром соседстве с котом, изучающим окоём через подзорную трубу, и петухом в красной шляпе, возвещающим приход рассвета. Это романтическая композиция, её милые герои настроены вполне оптимистично: кот вот-вот увидит землю на горизонте, запоёт петух, и капитан в тельняшке ступит на золотой берег, полный цветами и птицами… Такая интересная перспектива была навеяна семейной легендой, переходившей из поколения в поколение: наш не столь уж и далёкий предок Лоренсу Маркиш являлся, якобы, заслуженным морским волком и адмиралом португальской короны. В 1495 году, спасаясь от костра инквизиции, заподозрившей в нём скрытого иудея, принявшего католицизм лишь из конъюнктурных соображений, наш дедушка Лоренсу угнал казенную каравеллу, отправился в южные моря и занялся там пиратством. Его принадлежность к притворщикам-марранам так и не была доказана: он счастливо избежал следствия и суда зловещих монахов-инквизиторов. Растворился „в тумане моря голубом“… Так или иначе, имя Маркиша носят не только улицы в украинском местечке Полонное, в Тель-Авиве и Хайфе, но и столица португальского Мозамбика так называлась, пока к власти там не пришли аборигены, сгоряча переименовавшие город Лоренсу-Маркиш в Мапуту».
Фото: Перец Маркиш, Париж, 1924 год
«Якутовичи сделали свой дом и моим домом. Это был дом, который заложил во мне главную человеческую основу, открыл мир Киева, мир культуры и искусства. Из того мира я до сих пор переживаю счастье не только красивых воспоминаний, а счастье ощущать, что там состоялась моя родина — в доме на Кудрявской, где собирались друзья моих родителей — Якутовичи, Гавриленко, Параджанов, Губарев, Данченки и многие другие. Это была большая компания, а ее костяк составляла замечательная „Республика Виа дель Корно“. Это была прекрасная взрослая игра, которую вели люди, наполненные внутренней свободой, стремлением быть самостоятельными и ответственными за свою жизнь. Сознательно или бессознательно они выбрали такую форму игры. В нашей Республике Георгий Якутович — Пан Президент, тетя Ася (Александра Якутович-Павловская) — Пани Президентова, был свой Кабинет министров: Александр Губарев — Министр Внутренних дел (он жил в подвале этого дома), Министр культуры — Григорий Гавриленко, папа — Министр обороны, у которого не было армии, мама была Министром Нацменьшиств, а Александр Данченко — Министр без портфеля (он жил на расстоянии). Кабинет министров собирался почти каждый вечер, решались текущие вопросы, остальное время Республика пировала. Тетя Ася устраивала пиршества с вкусными яствами и разносолами».
«…Нас, детей, меня и Сережу Якутовича, никогда не отстраняли от взрослых разговоров, мы дышали их воздухом, воздухом свободы и вольных искусств. У взрослых не было отдельных детских тем, отдельного языка для нас, только детские книги. Думаю, это лучший способ воспитания детей, когда происходит общение на равных и полная открытость родителей. Все, что касается оценок культуры, явлений из жизни, политических или социальных событий, должно быть передано детям так, как это понимают родители».
Фото: Сережа Якутович и Катя Рапай. Источник: страница Екатерины Рапай в соцсети фейсбук
Очень важно, что эти художники не только мыслили свободно, но и создавали потрясающие работы. Никогда из их уст не звучали слова „мое творчество“, „мы — люди искусства“ — Боже сохрани — это был моветон. О работе говорили, как о работе, при том каждый из них прекрасно знал себе цену, как мастеру. Помню, как Георгий Якутович приходил к папе и смотрел его рисунки: „Коля, ты сделал гениальные работы! Какие потрясающие вещи! А у меня ничего не получается, какая-то полная ерунда! И вообще я бездарный“. И в этом не было ни капли рисовки, кокетства или попытки завоевать папино сердце (его не надо было завоевывать — они были родными). Это были мучительные переживание художника на его пути к совершенству.
Вольный дух жителей Республики никогда не носил характер диссидентства, к политике это не имело отношения, но все, что было связано с советской действительностью, предавалось осмеянию и едкой иронии. Помню, когда я училась в первом классе я лепила из пластилина дома маленький самолет, „Хрущев летит на Кубу“. Когда мои родители услышали, что я леплю, они хохотали: „Что это за верноподданническое партийное искусство в доме?!“. Помню, мне было очень неловко, и чувство, что делаю что-то не то.
Сын Георгия Якутовича, Сережа, рассказывал, что у папы долгое время лежал собранный чемоданчик с вещами и сухарями, он ждал что за ним придут, и очень обижался что не приходили».
Фото работ в экспозиции: страница Музея Тараса Шевченко в соцсети фейсбук.