Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В Музеях Московского Кремля открылась выставка«Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI—XVIII веков». Проект рассказывает зрителям о забытых эпизодах истории покорения морей,а также поражает блеском богатств — ведь экспозиция входит в цикл выставок Кремля,посвященный драгоценностям со всего мира.
Мы мало помним о роли Португалии в мировой истории — наверно,потому,что в стране не нашлось романистов типа Дефо,Стивенсона или Саббатини,которые бы воспели подвиги португальских купцов и покорителей морей. О том,как испанцы открывали и покоряли Новый мир,мы знаем намного больше,пускай в основном благодаря антипиару,«черной легенде», которую создавали их заклятые враги англичане. А вот Португалия к моменту создания глобального культурного мифа уже давно поблекла,ни воспевать ее,ни очернять не было смысла. В самой Португалии — ядре и при этом осколке великой империи,конечно,еще помнят о подвигах и далеких путешествиях предков; припомним и мы.
Неизвестный художник. Новая улица торговцев в Лиссабоне(Rue Nova dos Mercadores,Португалия,1570 -1621. Холст,масло). Лондонское Общество антиквариев(Келмскотт-Мэнор)
Когда-то эта страна была одним из самых могущественных и богатых государств на земле — и все благодаря морским путешественникам. Пускай Америку на испанские деньги открыл итальянец Колумб,зато Африканский континент первыми как следует исследовали именно португальцы. Они же первыми доплыли до Индии и до Китая,первыми совершили кругосветное путешествие.
Неизвестный художник. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
рыцаря ордена Христа(Васко да Гама? Первая половина XVI века. Дерево,масло). Национальный музей старинного искусства,Лиссабон.
Неизвестный художник. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Афонсу д’Албукерке,вице-короля Индии(Индия,Гоа,1545−1548. Дерево,масло,темпера). Национальный музей старинного искусства,Лиссабон.
Чтобы избежать ненужной конкуренции между братскими католическими державами,в 1493 году папа римский издал буллу,которая поделила все земли,как уже известные,так и те,которые будут открыты в будущем,между португальцами и испанцами.
Земли к западу от «папского меридиана» достались Испании,а Португалии — все восточные: кусок Южной Америки,позже ставший Бразилией,Индия,Филиппины,Молуккские острова,и множество других богатейших территорий,где давно существовали развитые цивилизации,и трудилось множество искусных ремесленников. Однако в 1580-х годах из-за пресечения правящей династии Португалию подмяли испанские короли,сделав частью своей империи. Страна пришла в упадок,наглые протестантские Англия и Голландии принялись оттяпывать колонии и рынки… Былого величия уже никогда не вернуть.
Иллюстрация: Тордесильясский договор. Испания,Тордесильяс,7 июня 1494 года. Рукопись на пергамене. Национальный архив Торре ду Томбу,Лиссабон
Выставка,которая развернулась в двух экспозиционных помещениях Музеев Московского Кремля(в Успенской звоннице и Патриаршем дворце), позволяет представить этот забытый,затерянный в веках мир,окунуться в его богатство и роскошь.
Панорама Руа Нова душ Меркадореш — «Новой улицы Торговцев» в Лиссабоне,одной из самых богатейших улиц того времени,где гуляют богатые купцы и снуют рабы-носильщики самых разных рас. Карты,атласы и глобусы — кстати,их создание регулировалось королевскими эдиктами,чтобы уберечь географические знания от конкурентов. Пуды чеканного серебра — наградные блюда,украшенные удивительными рельефами,иногда с пушками,а иногда с жирафами и русалками. И,конечно,драгоценности — подвески,серьги,орденские знаки,осыпанные изумрудами,рубинами,алмазами,и прочими камнями,привозившимися из заморских краев.
Неизвестный художник. Новая улица торговцев в Лиссабоне(Rue Nova dos Mercadores,Португалия,1570 -1621. Холст,масло). Лондонское Общество антиквариев(Келмскотт-Мэнор)
На фото выше: набор пуговиц(Португалия,1750. Серебро,хризобериллы.. Собрание S.J. Phillips Ltd., Лондон); колье и серьги(Португалия,последняя четверть XVIII в. Серебро,золото,топазы или горный хрусталь. Дом-музей Медейруш и Алмеда,Лиссабон).
Неизвестный португальский художник. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
знатной дамы(Португалия,около 1620−1640. Холст,масло). Национальный музей старинного искусства,Лиссабон.
Ларец-кабинет. Индия,Гуджарат,XVII век. Дерево,кость,металл,резьба,инкрустация
Инкрустация (от позднелат. incrustatio - букв. покрытие корой) – декорирование предметов и зданий с помощью камней, дерева, керамики и метала. Таким образом сначала украшали здания, скульптуры. К подвидам этой техники, появившейся на Древнем Востоке, относят также интрасию – инкрустацию деревом по дереву, маркетри – инкрустацию тонким видом древесины, шпоном, насечку – металлом по металлической поверхности.
На фото: пюпитр для богослужебных книг(Япония,период Момояма или Эдо,конец XVI — первая треть XVII в. Японский кипарис-хиноки,лак,инкрустация
Инкрустация (от позднелат. incrustatio - букв. покрытие корой) – декорирование предметов и зданий с помощью камней, дерева, керамики и метала. Таким образом сначала украшали здания, скульптуры. К подвидам этой техники, появившейся на Древнем Востоке, относят также интрасию – инкрустацию деревом по дереву, маркетри – инкрустацию тонким видом древесины, шпоном, насечку – металлом по металлической поверхности.
перламутром. Национальный музей старинного искусства,Лиссабон); стремена(абуми. Япония,период Момояма или Эдо,конец XVI — первая треть XVII в. Железо,лак,дерево,инкрустация
Инкрустация (от позднелат. incrustatio - букв. покрытие корой) – декорирование предметов и зданий с помощью камней, дерева, керамики и метала. Таким образом сначала украшали здания, скульптуры. К подвидам этой техники, появившейся на Древнем Востоке, относят также интрасию – инкрустацию деревом по дереву, маркетри – инкрустацию тонким видом древесины, шпоном, насечку – металлом по металлической поверхности.
. Национальный музей старинного искусства,Лиссабон).
На фото вверху: Настольное украшение в виде корабля. Португалия(?), XVII век. Серебро. Национальный музей старинного искусства,Лиссабон. Ниже: шкатулка. Португалия или Испания,1-я пол. XVII века. Серебро,золочение. Музей Виктории и Альберта,Лондон
Реликварий св. Франциска Ксаверия. Португалия,к. XVII в. Дерево,резьба. Церковь св. Рока,Лиссабон
Отдельная,особенно интересная группа экспонатов — это вещи,созданные благодаря столкновению двух цивилизаций. Например,типичная японская лаковая ширма — но с изображением причаливающего португальского корабля. Или расписанная синим китайская керамика — но с изображением европейской дамы в корсете и фижмах.
Некоторые из этих вещей делались восточными мастерами из-за вдохновения от новой,удивительной для них темы. Затем,по мере развития торговли,огромное количество азиатских ремесленников начали создавать предметы сразу на экспорт,совмещая свои старинные техники с европейскими сюжетами. Эффект подчас оказывается потрясающим: так,в статуэтке Мадонны с Младенцем,вырезанной мастером эпохи династии Мин из слоновой кости,китайская стилистика вдруг приобретает оттенок готики.
Фото: Мадонна с Младенцем. Китай,династия Мин,1580−1640-е. Слоновая кость,резьба. Эрмитаж,Санкт-Петербург
Младенец Иисус Христос Добрый Пастырь. Индия,Гоа,XVII век. Слоновая кость,полихромная роспись. Национальный музей старинного искусства,Лиссабон.
Это заморские диковинки,колониальные товары,каждый из которых казался чудом и,попадая после океанского путешествия в Европу,становился все дороже и дороже,оказываясь в итоге в царских сокровищницах.
Таков серебряный кубок из ракушки-наутилуса,созданный индийскими мастерами для какого-то европейского заказчика. Ныне он хранится в Кремле,поскольку принадлежал царевичу Алексею Петровичу. Или лаковый японский футляр для головного убора в стиле«намбан», неожиданной выполненный в форме широкополой европейской шляпы. Он украшен латинскими буквами — инициалами Иисуса Христа. Какими путями футляр добрался до России — неизвестно. По легенде,он принадлежал патриарху Никону,однако сейчас эту гипотезу опровергли — по стилистике орнамента это уже совсем другая эпоха.
Фото: футляр для шляпы(намбан). Япония,период Момояма или Эдо,конец XVI — первая треть XVII в. Дерево,черный лак,роспись,инкрустация
Инкрустация (от позднелат. incrustatio - букв. покрытие корой) – декорирование предметов и зданий с помощью камней, дерева, керамики и метала. Таким образом сначала украшали здания, скульптуры. К подвидам этой техники, появившейся на Древнем Востоке, относят также интрасию – инкрустацию деревом по дереву, маркетри – инкрустацию тонким видом древесины, шпоном, насечку – металлом по металлической поверхности.
перламутром. Музеи Московского Кремля. По легенде,в футляре хранилась шляпа патриарха Никона из белой китайской шерсти.
Среди экспонатов нет того,что ныне традиционно сопровождает разговоры о создании колоний — историй про истребление туземцев,войн из-за опиума,работорговлю,алкоголизм и эпидемии. Нет,тут представлена лишь позитивная сторона — все рассказывает о пользе,прибыли и красоте,которые приносили морские путешествия португальцам и через них другим европейцам. И эта односторонность превращает визит на выставку в волшебное путешествие во времени(чем и должно быть посещение каждой хорошей выставки).
Просто так сюда идти не надо: необходимо воскресить в памяти все прочитанные в детстве книги,про пиратов,каравеллы,трюмы,набитые товарами и восточных красавиц. Подойдут и обрывки воспоминаний о путешествиях Афанасия Никитина,сказок про Синдбада Морехода,романах Фейхтвангера про мрачные пиренейские монархии. И тогда станет возможно вообразить этот исчезнувший мир со странами,омываемыми океанами,владыкой которых когда-то была Португалия.
Небесный глобус. Германия,Аугсбург,1575 год. Мастер Кристофер Шисслер Старший. Медь,железо,гравировка,золочение. Национальный дворец Синтры,Португалия.
Выставка проходит с 8 декабря 2017 года по 25 января 2018 года.