Sign up

Владыки океана. Забытое королевство и его сокровища

  7 
В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Владыки океана. Сокровища Португальской империи XVI—XVIII веков». Проект рассказывает зрителям о забытых эпизодах истории покорения морей, а также поражает блеском богатств — ведь экспозиция входит в цикл выставок Кремля, посвященный драгоценностям со всего мира.
Мы мало помним о роли Португалии в мировой истории — наверно, потому, что в стране не нашлось романистов типа Дефо, Стивенсона или Саббатини, которые бы воспели подвиги португальских купцов и покорителей морей. О том, как испанцы открывали и покоряли Новый мир, мы знаем намного больше, пускай в основном благодаря антипиару, «черной легенде», которую создавали их заклятые враги англичане. А вот Португалия к моменту создания глобального культурного мифа уже давно поблекла, ни воспевать ее, ни очернять не было смысла. В самой Португалии — ядре и при этом осколке великой империи, конечно, еще помнят о подвигах и далеких путешествиях предков; припомним и мы.
Неизвестный художник. Новая улица торговцев в Лиссабоне (Rue Nova dos Mercadores, Португалия, 1570 -1621. Холст, масло). Лондонское Общество антиквариев (Келмскотт-Мэнор)
Когда-то эта страна была одним из самых могущественных и богатых государств на земле — и все благодаря морским путешественникам. Пускай Америку на испанские деньги открыл итальянец Колумб, зато Африканский континент первыми как следует исследовали именно португальцы. Они же первыми доплыли до Индии и до Китая, первыми совершили кругосветное путешествие.
Неизвестный художник. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
рыцаря ордена Христа (Васко да Гама? Первая половина XVI века. Дерево, масло). Национальный музей старинного искусства, Лиссабон.
Неизвестный художник. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Афонсу д’Албукерке, вице-короля Индии (Индия, Гоа, 1545−1548. Дерево, масло, темпера). Национальный музей старинного искусства, Лиссабон.
Чтобы избежать ненужной конкуренции между братскими католическими державами, в 1493 году папа римский издал буллу, которая поделила все земли, как уже известные, так и те, которые будут открыты в будущем, между португальцами и испанцами.

Земли к западу от «папского меридиана» достались Испании, а Португалии — все восточные: кусок Южной Америки, позже ставший Бразилией, Индия, Филиппины, Молуккские острова, и множество других богатейших территорий, где давно существовали развитые цивилизации, и трудилось множество искусных ремесленников. Однако в 1580-х годах из-за пресечения правящей династии Португалию подмяли испанские короли, сделав частью своей империи. Страна пришла в упадок, наглые протестантские Англия и Голландии принялись оттяпывать колонии и рынки… Былого величия уже никогда не вернуть.

Иллюстрация: Тордесильясский договор. Испания, Тордесильяс, 7 июня 1494 года. Рукопись на пергамене. Национальный архив Торре ду Томбу, Лиссабон

Выставка, которая развернулась в двух экспозиционных помещениях Музеев Московского Кремля (в Успенской звоннице и Патриаршем дворце), позволяет представить этот забытый, затерянный в веках мир, окунуться в его богатство и роскошь.
Панорама Руа Нова душ Меркадореш — «Новой улицы Торговцев» в Лиссабоне, одной из самых богатейших улиц того времени, где гуляют богатые купцы и снуют рабы-носильщики самых разных рас. Карты, атласы и глобусы — кстати, их создание регулировалось королевскими эдиктами, чтобы уберечь географические знания от конкурентов. Пуды чеканного серебра — наградные блюда, украшенные удивительными рельефами, иногда с пушками, а иногда с жирафами и русалками. И, конечно, драгоценности — подвески, серьги, орденские знаки, осыпанные изумрудами, рубинами, алмазами, и прочими камнями, привозившимися из заморских краев.
Неизвестный художник. Новая улица торговцев в Лиссабоне (Rue Nova dos Mercadores, Португалия, 1570 -1621. Холст, масло). Лондонское Общество антиквариев (Келмскотт-Мэнор)
На фото выше: набор пуговиц (Португалия, 1750. Серебро, хризобериллы.. Собрание S.J. Phillips Ltd., Лондон); колье и серьги (Португалия, последняя четверть XVIII в. Серебро, золото, топазы или горный хрусталь. Дом-музей Медейруш и Алмеда, Лиссабон).
Неизвестный португальский художник. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
знатной дамы (Португалия, около 1620−1640. Холст, масло). Национальный музей старинного искусства, Лиссабон.
Ларец-кабинет. Индия, Гуджарат, XVII век. Дерево, кость, металл, резьба, инкрустация
Инкрустация (от позднелат. incrustatio - букв. покрытие корой) – декорирование предметов и зданий с помощью камней, дерева, керамики и метала. Таким образом сначала украшали здания, скульптуры. К подвидам этой техники, появившейся на Древнем Востоке, относят также интрасию – инкрустацию деревом по дереву, маркетри – инкрустацию тонким видом древесины, шпоном, насечку – металлом по металлической поверхности.
Читать дальше
. Государственный музей Востока, Москва.
На фото: пюпитр для богослужебных книг (Япония, период Момояма или Эдо, конец XVI — первая треть XVII в. Японский кипарис-хиноки, лак, инкрустация
Инкрустация (от позднелат. incrustatio - букв. покрытие корой) – декорирование предметов и зданий с помощью камней, дерева, керамики и метала. Таким образом сначала украшали здания, скульптуры. К подвидам этой техники, появившейся на Древнем Востоке, относят также интрасию – инкрустацию деревом по дереву, маркетри – инкрустацию тонким видом древесины, шпоном, насечку – металлом по металлической поверхности.
Читать дальше
перламутром. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон); стремена (абуми. Япония, период Момояма или Эдо, конец XVI — первая треть XVII в. Железо, лак, дерево, инкрустация
Инкрустация (от позднелат. incrustatio - букв. покрытие корой) – декорирование предметов и зданий с помощью камней, дерева, керамики и метала. Таким образом сначала украшали здания, скульптуры. К подвидам этой техники, появившейся на Древнем Востоке, относят также интрасию – инкрустацию деревом по дереву, маркетри – инкрустацию тонким видом древесины, шпоном, насечку – металлом по металлической поверхности.
Читать дальше
. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон).
На фото вверху: Настольное украшение в виде корабля. Португалия (?), XVII век. Серебро. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон. Ниже: шкатулка. Португалия или Испания, 1-я пол. XVII века. Серебро, золочение. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Реликварий св. Франциска Ксаверия. Португалия, к. XVII в. Дерево, резьба. Церковь св. Рока, Лиссабон
Отдельная, особенно интересная группа экспонатов — это вещи, созданные благодаря столкновению двух цивилизаций. Например, типичная японская лаковая ширма — но с изображением причаливающего португальского корабля. Или расписанная синим китайская керамика — но с изображением европейской дамы в корсете и фижмах.
Ширма. Япония, Киото, начало XVII века. Чернила, краска и золотая фольга на бумаге, парча, бумага, имитирующая кожу. Музей Виктории и Альберта, Лондон. © Victoria and Albert Museum, London

Некоторые из этих вещей делались восточными мастерами из-за вдохновения от новой, удивительной для них темы. Затем, по мере развития торговли, огромное количество азиатских ремесленников начали создавать предметы сразу на экспорт, совмещая свои старинные техники с европейскими сюжетами. Эффект подчас оказывается потрясающим: так, в статуэтке Мадонны с Младенцем, вырезанной мастером эпохи династии Мин из слоновой кости, китайская стилистика вдруг приобретает оттенок готики.

Фото: Мадонна с Младенцем. Китай, династия Мин, 1580−1640-е. Слоновая кость, резьба. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Младенец Иисус Христос Добрый Пастырь. Индия, Гоа, XVII век. Слоновая кость, полихромная роспись. Национальный музей старинного искусства, Лиссабон.
Это заморские диковинки, колониальные товары, каждый из которых казался чудом и, попадая после океанского путешествия в Европу, становился все дороже и дороже, оказываясь в итоге в царских сокровищницах.

Таков серебряный кубок из ракушки-наутилуса, созданный индийскими мастерами для какого-то европейского заказчика. Ныне он хранится в Кремле, поскольку принадлежал царевичу Алексею Петровичу. Или лаковый японский футляр для головного убора в стиле «намбан», неожиданной выполненный в форме широкополой европейской шляпы. Он украшен латинскими буквами — инициалами Иисуса Христа. Какими путями футляр добрался до России — неизвестно. По легенде, он принадлежал патриарху Никону, однако сейчас эту гипотезу опровергли — по стилистике орнамента это уже совсем другая эпоха.

Фото: футляр для шляпы (намбан). Япония, период Момояма или Эдо, конец XVI — первая треть XVII в. Дерево, черный лак, роспись, инкрустация
Инкрустация (от позднелат. incrustatio - букв. покрытие корой) – декорирование предметов и зданий с помощью камней, дерева, керамики и метала. Таким образом сначала украшали здания, скульптуры. К подвидам этой техники, появившейся на Древнем Востоке, относят также интрасию – инкрустацию деревом по дереву, маркетри – инкрустацию тонким видом древесины, шпоном, насечку – металлом по металлической поверхности.
Читать дальше
перламутром. Музеи Московского Кремля. По легенде, в футляре хранилась шляпа патриарха Никона из белой китайской шерсти.
Среди экспонатов нет того, что ныне традиционно сопровождает разговоры о создании колоний — историй про истребление туземцев, войн из-за опиума, работорговлю, алкоголизм и эпидемии. Нет, тут представлена лишь позитивная сторона — все рассказывает о пользе, прибыли и красоте, которые приносили морские путешествия португальцам и через них другим европейцам. И эта односторонность превращает визит на выставку в волшебное путешествие во времени (чем и должно быть посещение каждой хорошей выставки).

Просто так сюда идти не надо: необходимо воскресить в памяти все прочитанные в детстве книги, про пиратов, каравеллы, трюмы, набитые товарами и восточных красавиц. Подойдут и обрывки воспоминаний о путешествиях Афанасия Никитина, сказок про Синдбада Морехода, романах Фейхтвангера про мрачные пиренейские монархии. И тогда станет возможно вообразить этот исчезнувший мир со странами, омываемыми океанами, владыкой которых когда-то была Португалия.
Небесный глобус. Германия, Аугсбург, 1575 год. Мастер Кристофер Шисслер Старший. Медь, железо, гравировка, золочение. Национальный дворец Синтры, Португалия.
Выставка проходит с 8 декабря 2017 года по 25 января 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Текст, фото: Софья Багдасарова. Репродукции предоставлены Пресс-службой Музеев Кремля.
  7 
 Comments
To post comments log in or sign up.