Регистрация

Шедевр Мурильо вернулся в галерею в Ливерпуле после реставрации, полной сюрпризов

Мне нравится3       0  
Художественная галерея Уолкера в Ливерпуле празднует возвращение «Мадонны с младенцем во славе» (1673) — запрестольного образа кисти Бартоломе Эстебана Мурильо. Полотно проходило масштабную годичную реставрацию, в ходе которой раскрылись подробности его драматической истории, а также стали более понятны навыки и методы знаменитого испанского художника XVII века.
Теперь шедевр можно увидеть рядом с его копией и маленьким демонстрационным эскизом.
Сотрудники Галереи Уолкера устанавливают «Мадонну с младенцем во славе» Мурильо на постоянное место в экспозиции. Фото: Gareth Jones / liverpoolmuseums.org.uk
Впервые в одном зале выставлены оригинальный запрестольный образ, его копия, а также modello или предварительный («презентационный») эскиз. Его Мурильо, вероятно, написал для того, чтобы показать своему покровителю, прежде чем приступать к работе над большим полотном. Уокер — единственная галерея, владеющая как предварительным этюдом, написанным маслом, так и большим законченным произведением, для которого он был сделан.
Огромный запрестольный образ «Мадонна с младенцем во славе» представляет темноволосую Деву Марию, одетую в синий плащ поверх красного платья. Она держит на руках светловолосого младенца Иисуса, стоя на постаменте из облаков в окружении херувимов на фоне золотого неба.

Полотно заказал Амбросио Игнасио Спинола-и-Гузман, архиепископ Севильский, для оформления своей частной дворцовой часовни. Однако в конце XVIII века центральную часть холста вырезали и заменили копией. В 1862 году оригинальный фрагмент вернулся на место, а 90 лет спустя огромную икону приобрела Галерея Уолкера.
Лицо одного из херувимов до (слева) и после реставрации. Фото: blog.liverpoolmuseums.org.uk
«Мадонна с младенцем во славе» не восстанавливалась уже свыше полутора веков. Реставраторам из Национальных музеев Ливерпуля с помощью современной техники удалось рассмотреть подмалёвки картины, эскизы и первоначальные линии, которые художник иногда игнорировал по мере работы над композицией.

«Работы по сохранению рассказали нам больше о процессе создания картины. Было удивительно узнать, как художник пересматривал композицию на холсте, улучшал и экспериментировал с новыми идеями», — сказала Ксанте Брук, куратор европейского искусства в Национальных музеях Ливерпуля.
После удаления обесцвеченного лака с поверхности учёные смогли рассмотреть изысканные нюансы, благодаря которым Мурильо стал одним из самых влиятельных религиозных художников постсредневековой эпохи. В частности, проступили тонкие детали херувимов, окружающих Деву Марию, и её золотого ореола.
Реставратор Оливия Даймонд снимает пожелтевший лак с красочного слоя (слева) и готовит полотно к рентгеновскому сканированию. Фото: blog.liverpoolmuseums.org.uk
Бартоломе Эстебан Мурильо. Автопортрет


Бартоломе Эстебан Мурильо
был одним из величайших испанских живописцев XVII века. Он хорошо известен во всем мире своими картинами и рисунками, которые оказали влияние на многих его коллег в последующие столетия. К 1682 году он был самым знаменитым за пределами своей родины художником, чья слава превосходила популярность его соотечественника Веласкеса. В следующем, 2018 году, в мире будут отмечать 400-летие со дня рождения Мурильо (он появился на свет в последний день 1617 года).

Слева: Бартоломе Эстебан Мурильо, «Автопортрет» (1668). Национальная галерея, Лондон

Modello или демонстрационный эскиз «Мадонны с младенцем во славе». Фото: blog.liverpoolmuseums.org.uk
Учёные также провели анализ пигмента, который показал, что Мурильо использовал в одеждах Девы Марии дорогостоящую ляпис-лазурь, в то время как копия была написана берлинской лазурью. Она была изобретена в 1706 году — через 40 лет после создания «Мадонны с младенцем во славе». Это говорит о том, что копия была сделана, вероятнее всего, в XVIII веке.
Подробнее об истории и эволюции синего цвета в живописи читайте в наших материала здесь и здесь
Слева: удалив пожелтевший лак, реставраторы увидели слева от лика Мадонны линию, по которой была вырезана фигура. Справа: образ после реставрации. Фото: blog.liverpoolmuseums.org.uk
К началу XIX века центральный фрагмент запрестольного образа принадлежал торговцу тканями из Лондона, а остальная часть была похищена французским маршалом Сулем и вывезена в Париж. Работу в конечном итоге воссоединил лорд Оверстоун, попечитель британской Национальной галереи. Почему центральная фигура была заменена копией и кто был её автором — неизвестно. Инфракрасный анализ показал, что этот художник обвёл от руки скрещённые линии, обозначающие центр лица Девы Марии — такую технику рисования традиционно преподают в академиях. Это открытие, возможно, поможет идентификации личности живописца в будущем.

Тициан Вечеллио. Мадонна Песаро

Добавим, что в сентябре этого года после 4-летней реставрации в церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции вернулась знаменитая «Мадонна Песаро» Тициана. Специалисты кропотливо восстанавливали красочный слой, который местами растрескался, начал пузыриться и даже полностью отслоился. В таком состоянии шедевр находился, по меньшей мере, два последних столетия.

Эксперты определили, что повреждения вызваны высоким уровнем влажности, резкими перепадами температуры и ошибками предыдущих реставраций. Для защиты хрупкого произведения к подрамнику была прикреплена сложная система натяжения, а на обратную сторону картины нанесён специальный защитный слой.

Слева: Тициан Вечеллио, «Мадонна Песаро» (1519 — 1526). Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Национальных музеев Ливерпуля и Artdaily.com
Художники, упоминаемые в статье
Бартоломе Эстебан Мурильо
Биография • Работы
Тициан Вечеллио
Биография • Работы
Диего Веласкес
Биография • Работы
КомментироватьКомментарии
HELP