Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Художественная галерея Уолкера в Ливерпуле празднует возвращение«Мадонны с младенцем во славе»(1673) — запрестольного образа кисти Бартоломе Эстебана Мурильо. Полотно проходило масштабную годичную реставрацию,в ходе которой раскрылись подробности его драматической истории,а также стали более понятны навыки и методы знаменитого испанского художника XVII века.
Теперь шедевр можно увидеть рядом с его копией и маленьким демонстрационным эскизом.
Сотрудники Галереи Уолкера устанавливают«Мадонну с младенцем во славе» Мурильо на постоянное место в экспозиции. Фото: Gareth Jones / liverpoolmuseums.org.uk
Впервые в одном зале выставлены оригинальный запрестольный образ,его копия,а также modello или предварительный(«презентационный») эскиз. Его Мурильо,вероятно,написал для того,чтобы показать своему покровителю,прежде чем приступать к работе над большим полотном. Уокер — единственная галерея,владеющая как предварительным этюдом,написанным маслом,так и большим законченным произведением,для которого он был сделан.
Огромный запрестольный образ«Мадонна с младенцем во славе» представляет темноволосую Деву Марию,одетую в синий плащ поверх красного платья. Она держит на руках светловолосого младенца Иисуса,стоя на постаменте из облаков в окружении херувимов на фоне золотого неба.
Полотно заказал Амбросио Игнасио Спинола-и-Гузман,архиепископ Севильский,для оформления своей частной дворцовой часовни. Однако в конце XVIII века центральную часть холста вырезали и заменили копией. В 1862 году оригинальный фрагмент вернулся на место,а 90 лет спустя огромную икону приобрела Галерея Уолкера.
Лицо одного из херувимов до(слева) и после реставрации. Фото: blog.liverpoolmuseums.org.uk
«Мадонна с младенцем во славе» не восстанавливалась уже свыше полутора веков. Реставраторам из Национальных музеев Ливерпуля с помощью современной техники удалось рассмотреть подмалёвки картины,эскизы и первоначальные линии,которые художник иногда игнорировал по мере работы над композицией.
«Работы по сохранению рассказали нам больше о процессе создания картины. Было удивительно узнать,как художник пересматривал композицию на холсте,улучшал и экспериментировал с новыми идеями», — сказала Ксанте Брук,куратор европейского искусства в Национальных музеях Ливерпуля.
После удаления обесцвеченного лака с поверхности учёные смогли рассмотреть изысканные нюансы,благодаря которым Мурильо стал одним из самых влиятельных религиозных художников постсредневековой эпохи. В частности,проступили тонкие детали херувимов,окружающих Деву Марию,и её золотого ореола.
Реставратор Оливия Даймонд снимает пожелтевший лак с красочного слоя(слева) и готовит полотно к рентгеновскому сканированию. Фото: blog.liverpoolmuseums.org.uk
Бартоломе Эстебан Мурильо был одним из величайших испанских живописцев XVII века. Он хорошо известен во всем мире своими картинами и рисунками,которые оказали влияние на многих его коллег в последующие столетия. К 1682 году он был самым знаменитым за пределами своей родины художником,чья слава превосходила популярность его соотечественника Веласкеса. В следующем,2018 году,в мире будут отмечать 400-летие со дня рождения Мурильо(он появился на свет в последний день 1617 года).
Modello или демонстрационный эскиз«Мадонны с младенцем во славе». Фото: blog.liverpoolmuseums.org.uk
Учёные также провели анализ пигмента,который показал,что Мурильо использовал в одеждах Девы Марии дорогостоящую ляпис-лазурь,в то время как копия была написана берлинской лазурью. Она была изобретена в 1706 году — через 40 лет после создания«Мадонны с младенцем во славе». Это говорит о том,что копия была сделана,вероятнее всего,в XVIII веке.
Подробнее об истории и эволюции синего цвета в живописи читайте в наших материала здесь и здесь
Слева: удалив пожелтевший лак,реставраторы увидели слева от лика Мадонны линию,по которой была вырезана фигура. Справа: образ после реставрации. Фото: blog.liverpoolmuseums.org.uk
К началу XIX века центральный фрагмент запрестольного образа принадлежал торговцу тканями из Лондона,а остальная часть была похищена французским маршалом Сулем и вывезена в Париж. Работу в конечном итоге воссоединил лорд Оверстоун,попечитель британской Национальной галереи. Почему центральная фигура была заменена копией и кто был её автором — неизвестно. Инфракрасный анализ показал,что этот художник обвёл от руки скрещённые линии,обозначающие центр лица Девы Марии — такую технику рисования традиционно преподают в академиях. Это открытие,возможно,поможет идентификации личности живописца в будущем.
Добавим,что в сентябре этого года после 4-летней реставрации в церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции вернулась знаменитая«Мадонна Песаро» Тициана. Специалисты кропотливо восстанавливали красочный слой,который местами растрескался,начал пузыриться и даже полностью отслоился. В таком состоянии шедевр находился,по меньшей мере,два последних столетия.
Эксперты определили,что повреждения вызваны высоким уровнем влажности,резкими перепадами температуры и ошибками предыдущих реставраций. Для защиты хрупкого произведения к подрамнику была прикреплена сложная система натяжения,а на обратную сторону картины нанесён специальный защитный слой.
Слева: Тициан Вечеллио,«Мадонна Песаро»(1519 — 1526). Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари,Венеция