Два года реставраторы Государственного Эрмитажа бережно очищали и восстанавливали единственное в России полотно Микеланджело Меризи де Караваджо «Юноша с лютней». Созданная в 1596 году в Риме, картина обрела свой прежний вид. Самой сложной задачей для реставраторов стало восстановление участков с изображением струн лютни и альбома с нотами, лежащего на столе перед музыкантом.
По словам руководителя лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа Виктора Коробова, сложность восстановления картины заключалась не только в том, что она находилась под желтым слоем лака, но также и в том, кто работа имела многочисленные мелкие выпуклости. Причины их возникновения были установлены учеными: оказалось, таков результат взаимодействия жирных кислот масляной краски и свинцовых пигментов. А лаковое покрытие было настолько сложным по составу, что его нельзя было удалить обычными способами, приходилось комбинировать методики. В процессе восстановления полотна выявились более поздние записи, сделанные при предыдущих реставрациях: тогда локоны юноши слева от лица были укорочены, а цветы приобрели более теплый оттенок.
Юноша с лютней
1596, 94×119 см
Караваджо создал «Юношу с лютней» по заказу своего покровителя, кардинала Франческо дель Монте. В нотной тетради, лежащей перед музыкантом, художник изобразил начальные ноты мадригала «Вы знаете, что я Вас люблю», очень популярного в XVI веке.
Это полотно считается одним из первых опытов Караваджо в применении светотеневого контраста: прием впоследствии станет одним из сильнейших выразительных средств художника и будет подхвачен его последователями. Стоящий у истоков реалистической живописи, Караваджо стремился к правдивому изображению натуры: одним из первых он стал переносить на холст не только религиозные, но и жанровые, бытовые сцены.
Что же касается личности изображенного на картине юноши, историки склоняются к мнению, что моделью для картины стал друг и спутник Караваджо, молодой сицилиец Марио Миннити. Караваджо часто писал своего возлюбленного: мы можем видеть его лицо на картинах «Призвание апостола Матфея», «Мальчик, укушенный ящерицей» и «Юноша с корзиной фруктов».
Это полотно считается одним из первых опытов Караваджо в применении светотеневого контраста: прием впоследствии станет одним из сильнейших выразительных средств художника и будет подхвачен его последователями. Стоящий у истоков реалистической живописи, Караваджо стремился к правдивому изображению натуры: одним из первых он стал переносить на холст не только религиозные, но и жанровые, бытовые сцены.
Что же касается личности изображенного на картине юноши, историки склоняются к мнению, что моделью для картины стал друг и спутник Караваджо, молодой сицилиец Марио Миннити. Караваджо часто писал своего возлюбленного: мы можем видеть его лицо на картинах «Призвание апостола Матфея», «Мальчик, укушенный ящерицей» и «Юноша с корзиной фруктов».
Картина «Юноша с лютней» попала в Эрмитаж в 1808 году: по поручению Александра I ее выкупили до начала торгов, на которых распродавалась коллекция банкира Винченцо Джустиниани. В собрание Джустиниани полотно Караваджо попало напрямую от дель Монте: банкир был страстным коллекционером и в свое время приобрел понравившуюся работу у кардинала. Любопытно, что изначально в России картина выставлялась под названием «Лютнистка»: пол музыканта определили далеко не сразу.
Шедевр Караваджо «Юноша с лютней"
будет экспонироваться в Аполлоновом зале Государственного Эрмитажа
с 10 декабря 2017 до 25 марта 2018 года
будет экспонироваться в Аполлоновом зале Государственного Эрмитажа
с 10 декабря 2017 до 25 марта 2018 года
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Титульная иллюстрация: Микеланджело Меризи де Караваджо. Юноша с лютней. 1596.
По материалам пресс-релиза Государственного Эрмитажа.
По материалам пресс-релиза Государственного Эрмитажа.