Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Глядя на работы Марии Примаченко, вспоминаются слова из песни,которую исполняет Борис Гребенщиков: «а в городе том сад, — всё травы,да цветы,гуляют там животные невиданной красы». Дивных,сказочно-прекрасных героев этой художницы безошибочно узнает каждый,кто хоть однажды видел ее работы. На выставке в киевском Центре современного искусства«М 17» представлены 39 картин из частных собраний — «Удивительный мир Марии Примаченко». Фантастическую экспозицию дополняют работы сына и внуков Марии Примаченко,а также скульптуры Олега Пинчука.
«Рисую солнечные цветы потому,что людей люблю,творю на радость,на счастье людям,чтобы все народы друг друга любили,чтобы жили они,как цветы по всей земле…» — Мария Примаченко.
Мария Примаченко(1908−1997) — представительница наивного искусства,народная художница Украины. Родилась в селе Болотня под Киевом,где провела всю свою жизнь,почти не выезжая. Из-за перенесенного в детстве полиомиелита,Мария осталась на всю жизнь хромой. Девочка рисовала с восьми лет,вышивала(как ее мама,известная на всю округу мастерица вышивки), занималась шитьем и расписывала хаты. Вначале разрисовала стены отцовского дома,а когда соседи увидели нарядную хатынку,украшенную яркими цветами,то стали приглашать к себе сделать«такую красоту». Фото: Мария Примаченко
Мифо-поэтическое восприятие мира лежит в основе народного искусства и творчества Марии Примаченко. О лирической природе и истоках ее вдохновения говорят слова самой художницы: «Болотня входила в меня аистом на крыше,вышивкой матери,печальной девичьей песней,утренним туманом… Но нет ей конца,моей Болотне,и мне кажется,что в каждом дереве,в каждой капле дождя не только Болотня,но и вся моя родина,голоса далеких людей,песни,которых я не знаю…».
Как художницу Марию Примаченко«открыли» в 1936 году во время поисков народных талантов и пригласили в киевские мастерские при Музее украинского искусства. Эти занятия были единственным профессиональным образованием в жизни художницы. Однако это не помешало ей прославиться во всем мире.
В 1937 году на Всемирной выставке в Париже художница была награждена золотой медалью. Ее работы экспонировались в Варшаве,Софии,Монреале,Праге,на республиканских выставках в Советском Союзе.
«Безграничная фантазия,смелые цветовые решения,обезоруживающий народный колорит — лишь немногие составляющие секрета непритязательного на первый взгляд искусства художницы из украинской глубинки Марии Примаченко…» — о выдающихся мастерах наивного искусства читайте в нашей публикации«Примитивизм: будьте как дети».
В своих работах Примаченко изображала волшебных зверей,птиц,цветы и сюжеты из сельского быта. Многих животных художница никогда не видела и рисовала,пользуясь своим воображением и безграничной фантазией. Когда у нее спрашивали,что это за чудо-юдо,указывая на какого-то мифического зверя,то слышали в ответ: «Так выглядели звери до нашей эры».
Марии даже советовали никогда не ходить в зоопарк,чтобы сохранить сказочность в своих работах. Впервые Примаченко узнала,как в действительности выглядят ее любимые герои,только в 1970-е годы,когда Сергей Параджанов пригласил художницу в цирк и повез на представление в Киев.
В рисунках Примаченко с удивительной художественной силой сочетаются звучный чистый цвет,внутренняя динамика,народные декоративные мотивы наряду с необыкновенной экспрессией и неимоверной эмоциональной силой образов. Птицы с крыльями-вышиванками и экзотические звери в цветочных орнаментах. Чем не идиллия Эдемского сада?
Оригинальны у Примаченко и названия картин — сочиненные художницей задорные рифмованные поговорки раскрывают характер персонажа или описывают мифический сюжет.
Мария Примаченко стала основательницей династии художников. Она научила рисовать своего единственного сына — Федора(1941−2008) и внуков — Ивана и Петра. На выставке представлены их работы.
Работа Ивана Примаченко. Без названия
Федор Примаченко«Песня весны», 1997 год
На выставке представлены работы Марии Примаченко из частного собрания украинского скульптора Олега Пинчука — директора центра«М 17».
Киевский скульптор Олег Пинчук коллекционирует работы Марии Примаченко и называет ее своей любимой художницей. Его собрание насчитывает несколько десятков работ мастера,некоторые представлены на нынешней выставке. Среди них — работа«Украинский подсолнух», изображенная на юбилейной монете из серии«Выдающиеся деятели Украины», которая была выпущена в 2008 году в честь 100-летия со дня рождения Марии Примаченко.
Мария Примаченко. «Украинский подсолнух. Пусть людям радость принесет и счастье в каждый дом,чтобы был Мир по всей земле»
Олег Пинчук был инициатором нескольких выставок Марии Примаченко и неоднократно заявлял,что намерен«заставить мир признать нашего гения. Я хочу,чтобы в глазах общества вклад в искусство Марии Примаченко был сравним с вкладом Нико Пиросмани и достойно оценен».
Олег Пинчук — известный украинский скульптор. Учился в Национальной академии искусства в Киеве и Высшей школе визуального искусства в Женеве. Его работы хранятся во многих музейных собраниях: в коллекциях Венского музея истории искусств,ювелирной фирме Cartier в Женеве,Espace Pierre Cardin в Париже,Рижском музее зарубежных коллекций,Московском музее современного искусства,Национальном музее истории Украины и других музеях и частных собраний.
Олег Пинчук. Птица счастья II. 2013 год. Фото: сайт«М 17»
Творчество Примаченко близко художественным фантазиям самого скульптора — его мифические работы также родом из мира фантастики и сюрреализма.
Работы Олега Пинчука на выставке«Удивительный мир Марии Примаченко»
С именем Марии Примаченко связан масштабный арт-проект. В честь 100-летия со дня рождения художницы ее именем назвали бульвар в Киеве,а в 2017 году был утвержден проект Prima Maria Art Boulevard по созданию своеобразного музея под открытым небом. В рамках проекта на бульваре Марии Примаченко будут созданы 16 тематических парковых скульптур по мотивам ее работ,три стилизованные арки,панно из мозаики,арт-скамейки,две скульптурные композиции при входе,и муралы на домах и офисных учреждениях,расположенных на бульваре. Над художественным оформлением работают скульпторы Константин Скритуцкий и Федор Баландин — создатели киевской Пейзажной аллеи. Проект планируется реализовать за три года.
Фото: Prima Maria Art Boulevard
Первый шаг уже сделан. В октябре 2017 года на бульваре Марии Примаченко появилась первая арт-инсталляция в рамках этого проекта. Теперь сфотографироваться со львом поутру считается хорошей приметой,еще и хорошее настроение на весь день гарантировано.
Анастасия Примаченко — правнучка художницы у инcталляции. Фото: страница проекта Prima Maria Art Boulevard в фейсбуке
Заглавная иллюстрация: Мария Примаченко«Дикая овечка», 1989 год. Бумага,гуашь
Гуашь (от франц. Gouache - влажный) – вид живописи, в котором используют матовые водорастворимые краски. Их также называют этим термином. Возникла гуашь в ХI веке, когда к акварели добавили клей и белила для достижения большей плотности. Её консистенция создает непрозрачное изображение, может перекрывать «неудачные» места. В Средневековье гуашевыми краскам создавали миниатюры в книгах. Художники эпохи Возрождения использовали их для эскизов. В России гуашь стала популярна среди плакатистов. В станковой живописи её применяют для оформления декоративных элементов, в сочетании с тушью или акварелью. Гуашью работают не только на бумаге, а и на холсте, фанере, ткани.Краска сначала наносится тонким флоем, а затем перекрывается болем плотным. Существует художественная и плакатная гуашь. Для последней характерна большая насыщенность.