Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Более столетия историки искусств называли подделкой XIX века картину,которую королева Виктория подарила своему супругу принцу Альберту. Но новое поколение экспертов выяснило,что предшественники ошибались: в 1840 году правительница Великобритании и её советники поступили правильно,приобретя подлинную работу немецкого мастера Возрождения Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской.
В минувший вторник прекрасно отреставрированный двойной портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
появился на публике в Виндзорском замке,заняв место в Королевской гардеробной вместе с другими работами Кранаха. На картине«Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
знатной дамы с сыном»(ок. 1510 — 1540) изображена супруга неизвестного курфюрста Священной Римской империи,держащая за руку пухленького мальчика.
Виктория и Альберт часто дарили друг другу картины на Рождество и дни рождения. Принц-консорт — немец по происхождению — проявлял огромный интерес к раннему немецкому и нидерландскому искусству. Скорее всего,он был в восторге,получив подлинник Кранаха. «А кто бы не был?», — спрашивает главный реставратор Королевского собрания Великобритании Никола Кристи. По её словам,развенчание мифа о подделке — настоящая сенсация.
«Такое случается нечасто,и приятно осознавать,что эта картина была атрибутирована повторно», — добавила эксперт.
Королева Виктория совершенно справедливо считала,что купила настоящее произведение мастера эпохи Ренессанса. Но какой-то момент в начале XX века возникли сомнения по поводу происхождения картины. Главным аргументом стала композиция: тесная близость матери и сына была нехарактерна для стиля Кранаха в XVI веке. Работу приписали Францу Вольфгангу Рориху — художнику начала XIX века,который великолепно подделывал манеру своего знаменитого предшественника. По словам Николы Кристи,он создал около сорока версий этой конкретной картины,которые продал как оригиналы.
Слева: «Портрет дамы с сыном» до реставрации,когда он считался работой Франца Вольфганга Рориха
Имитации Рориха до сих пор можно найти в коллекциях по всему миру,а в 2014 году аукционный дом Christie’s пустил одну с молотка за 25 тыс. фунтов стерлингов(около 33 тыс. долларов на сегодняшний день).
Заметим,что рекорд на открытых торгах для картин Лукаса Кранаха Старшего на данный момент составляет 14,4 млн долларов. За такую цену в июле 2015 года частный коллекционер приобрёл жанровую сцену«Уста истины».
Искусствоведы предполагали,что Рорих создал«картину в стиле Кранаха», поскольку известных версий оригинала не существовало: «Это не была его копия утерянной работы Кранаха,это было его собственное изобретение».
Но около года назад Королевское собрание посетил ведущий эксперт по творчеству мастера Ренессанса Гуннар Гейденрайх,который видел произведение раньше. Исследовав панель с помощью современного оборудования,он привёл два убедительных доказательства того,что картину не мог написать Рорих,и её автором должен быть Кранах и его ученики.
Во-первых,он обнаружил на поверхности доски под слоями краски особые волокна,которые были идентифицированы как голубиные сухожилия. Их часто применяли в XVI веке для предотвращения естественного деформирования и расщепления древесины. «Рорих не смог бы подготовить свою панель так же,как это сделал бы Кранах и его мастерская», — пояснила Никола Кристи.
Вторым открытием стал свинцово-оловянный оксид(«старинный жёлтый» или«жёлтый старых мастеров») — пигмент,который широко использовали во времена Кранаха,но не в XIX веке.
Слева: Лукас Кранах Старший,«Лукреция»(1530). Королевское собрание,Виндзорский замок
Помимо этого под красочным слоем был обнаружен великолепный подготовительный рисунок со всеми признаками стиля мастера Возрождения.
Это убедило Гуннара Гейденрайха — профессора Кёльнского университета прикладных наук — что перед ним подлинная картина,которую можно отнести к Кранаху Старшему и его мастерской. Он попросил одолжить работу для выставки в Музее Кунстпаласт в Дюссельдорфе весной 2017 года. Перед этим панель была очищена и отреставрирована,что выявило её истинную красоту. «Она прекрасна, — говорит Никола Кристи. — Фигуры контрастируют с богатым тёмным фоном и кажутся почти абстрактными из-за своих красивых извилистых контуров».
«Портрет знатной дамы с сыном» Лукаса Кранаха Старшего на стене Королевской гардеробной Виндзорского замка. Фото via telegraph.co.uk
Поскольку картина считалась копией XIX века,она никогда не появлялась на публике. Теперь«Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
дамы с сыном» занял своё место на стене Королевской гардеробной рядом с другими произведениями Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской — «Аполлоном и Дианой»(ок. 1526), «Лукрецией»(1530) и «Судом Париса»(первая половина 1530-х).
Лукас Кранах Старший, «Аполлон и Диана» (1526). Королевское собрание, Виндзорский замок
Лукас Кранах Старший, «Суд Париса» (1530-е). Королевское собрание, Виндзорский замок
Кранах Старший был придворным живописцем саксонских курфюрстов в Виттенберге и считается одним из главных художников немецкой Реформации. Его картины были предметом особой страсти принца Альберта,который владел двенадцатью работами. Многие из них были подарками королевы.
По материалам газеты The Guardian и официального сайта Королевского художественного собрания Великобритании. Главная иллюстрация: Todd-White Art Photography / Ben F / Royal Collection Trust