Кураторы открывающейся 24 ноября на ВДНХ выставки работ «отца супрематизма» намерены по-новому представить творчество Казимира Малевича.
Без Малевича историю русского и мирового авангарда представить невозможно. А само его имя — без пресловутого квадрата. Пора разнообразить ассоциативный ряд, решили организаторы экспозиции. Ранние произведения 1900-х годов, футуристические картины 1910-х, супрематические композиции и портреты начала 1930-х — выставочный проект Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» охватит все этапы творчества художника.
На выставке представят картины, которые зрители увидят впервые. Это уникальное явление для работ художника, чей жизненный и творческий путь, казалось бы, изучен досконально. Так, посетителей ждет встреча с картиной «Жизнь в большой гостинице» (1913) из Самарского областного художественного музея, история атрибуции которой десять лет назад сравнима с настоящим детективным расследованием.
Жизнь в большой гостинице
1914, 108×71 см
Экспозиционное ядро выставки составят произведения из собраний российских региональных музеев.
Высокое качество работ Малевича из Саратовского государственного художественного музея, Нижегородского художественного музея и Самарского областного художественного музея не в последнюю очередь обусловлено собственным выбором художника, который целенаправленно продавал в государственный фонд лучшие свои произведения. Тем любопытнее предстоящая выставка, экспозиция которой создана доктором искусствоведения Александрой Шатских, одним из ведущих исследователей русского авангарда и автором трудов, посвященных творчеству Казимира Малевича и Марка Шагала.
Дама и рояль
1913
«Творения русского авангардиста с их оглушающей новизной порой настолько выламывались из границ, рамок своей эпохи, что их понимание оказывалось возможным лишь спустя десятилетия» — считает Александра Шатских, куратор выставки. — «Это относилось и относится не только к „Черному квадрату“ и супрематическим монофигурам, предвосхитившим эстетику минимализма второй половины ХХ века, и не только к рисункам середины 1910-х годов, где в отточенном и зрелом виде предъявлены потенции концептуализма, но также к поздней фигуративной живописи, которую и поныне сторонники традиционного искусства считают поражением Малевича, свидетельством его отказа от „бесплодного“ абстрактного искусства».
Автопортрет
1934, 55×45 см
Выставка представит уникальную возможность познакомиться с живописью Малевича из российских и зарубежных частных собраний, включая коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро («Три фигуры в поле», 1928−1930), Инге и Филипа ван ден Хурк («Портрет Елизаветы Яковлевой», 1932) и Sepherot Foundation («Супрематизм. Прямоугольник и круг», 1915). Одним из открытий выставки станет известный до сих пор лишь специалистам «Зимний пейзаж» (1929) из частного собрания.
Три фигуры в поле
1928, 27×37 см
Супрематизм. Четырехугольник и круг
1915, 43×30 см
Чем еще намерены поразить взыскательного зрителя? Помимо уже упомянутого, на выставке покажут малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра». Будет представлен «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны, тексты к которым сочинял Владимир Маяковский. И уж совсем необычное амплуа Малевича — появление в качестве автора флакона для одеколона «Северный», который художник создал для «Товарищества Брокар и Ко» в начале 1910-х годов.
Источник фото: fragrantica.ru
В 1908 году владелец парфюмерной фабрики Александр Брокар заказал Малевичу чертеж упаковки одеколона «Северный». Малевич нуждался в деньгах — тогда он еще не был известным автором супрематических композиций. После того как художник разработал эскиз флакона, он передал все свои рисунки Адели Яковлевне Якобсон — именно она отвечала за технологию изготовления флаконов на Бахметьевском стекольном заводе. Одеколон «Северный» был очень популярен и выпускался с 1911 до начала 1990-х годов. Источник фото, представленных ниже — здесь.
Одним из сюжетов выставки станет работа Малевича над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем» — в экспозиции «Рабочего и колхозницы» можно будет увидеть созданные художником эскизы декораций и костюмов к опере. Супрематический период представлен беспредметными композициями, некогда отобранными Малевичем для показа на знаменитой «Последней футуристической выставке картин «0,10».
Четыре квадрата
1915, 49×49 см
Напоминаем о том, что Артхив выпустил мобильное приложение, посвященное Казимиру Малевичу, для iPhone и Android. В Артхиве в разделах «Биография» и «Истории» вы найдете факты о жизни и творчестве художника; версии создания «Черного квадрата» (куда же без него!) и распространенные заблуждения, связанные с картиной; цитаты Малевича, поклонников и критиков художника и даже краткий словарь, позволяющий понять супрематический язык автора. А в разделе «Работы» мы собрали почти 400 репродукций.
Косарь
1912, 113×66 см
Выставка на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» будет сопровождаться обширным документальным материалом из государственных и частных архивов. Фотографии, письма, книжные издания, дневники, инфографика и реконструкции проиллюстрируют путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскроют новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни.
Особый интерес представляют материалы, связанные с семейным окружением художника, включающие поздние декоративные графические композиции его младшего брата Мечислава Севериновича Малевича (1882−1962).
Особый интерес представляют материалы, связанные с семейным окружением художника, включающие поздние декоративные графические композиции его младшего брата Мечислава Севериновича Малевича (1882−1962).
Вертикальный архитектон
1920-е
Знаете ли вы, что Малевич всю жизнь отстаивал стройную идею о том, что супрематизм
явился очевидным продолжением идей и принципов импрессионизма? Свой личный художнический путь отсчитывал от первых импрессионистских этюдов, сделанных в Курске в начале 1900-х. О том, как Казимир Малевич создал картины для своей персональной выставки, посвященной 30-летию творчества, и почему подписал их датами с 1903 по 1910 годы, читайте в материале Анны Сидельниковой «Малевич и импрессионизм: как все было». Обратите внимание на последнее фото материала: над кроватью, в которой художник проводит последние месяцы жизни, висит картина, вошедшая в экспозицию нынешней выставки.
Городок
1910-е
, 17.6×18 см
Выставка «Казимир Малевич. Не только „Черный квадрат“» работает с 24 ноября 2017 года по 25 февраля 2018 года.
Дети
1908, 30.2×23.8 см
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Подготовлено по материалам пресс-релиза ВДНХ, k-malevich.ru и собственным публикациям Артхива.
Титульная иллюстрация: Казимир Малевич. «Дети» (фрагмент). 1908
Титульная иллюстрация: Казимир Малевич. «Дети» (фрагмент). 1908