Музей Израиля объявил о покупке скандальной и уникальной работы Густава Климта. Картина-эскиз, выполненный маслом «Медицина» (1897−1898) — единственная сохранившаяся полноценная работа из спорной серии монументальных картин, созданных для Большого Зала Венского университета. История их создания и утраты — сюжет как минимум романа, финал которого пишется в наши дни.
«Медицина» — одна из трех аллегорических групп (Философия, Медицина, Юриспунденция), представляющих темы просвещения. Климту была заказана роспись Большого зала («Aula Magna») университета в 1894 году — он тогда работал вместе с Францем Матчем. Картины вызвали скандал, однако судить о них сегодня в полном масштабе мы не можем: они были утрачены в 1945 году.
Сначала была «Философия». При показе на выставке Сецессиона в 1900 году работа вызвала скандал среди ученой братии: 87 профессоров, несмотря на уже полученный приз Всемирной выставки в Париже, были «против» продолжения Климтом работы над заказом. Однако художник продолжил рисовать аллегории, придавая им большое значение и наделяя особым смыслом. Он показывал Идеи!
Сначала была «Философия». При показе на выставке Сецессиона в 1900 году работа вызвала скандал среди ученой братии: 87 профессоров, несмотря на уже полученный приз Всемирной выставки в Париже, были «против» продолжения Климтом работы над заказом. Однако художник продолжил рисовать аллегории, придавая им большое значение и наделяя особым смыслом. Он показывал Идеи!
Неоконченную «Медицину» вместе с «Юриспунденцией» Климт представил в Вене в 1903 году. Увы — ученая публика вновь была шокирована обилием «ню"-ансов, а также самой идеей «Медицины». Тела несет роковой поток жизни, и они, будучи в его полной власти, испытывают всю гамму чувств, от боли до наслаждения. И где же тут возможность что-то по-медицински «исправить», не говоря уже о ведущей роли медицины?
Скандальные картины обсуждали даже в Парламенте, и Климта обвинили в «порнографии» и «чрезмерной извращенности». А защищал его лишь профессор истории искусства Венского Университета Франц фон Викхофф, лекция которого «Что безобразно?» вошла в историю.
Впрочем, поддерживали Климта и покровители нового-смелого течения в искусстве — сецессиона. И когда Климт вернул аванс «госзаказа» и оставил картины себе, завершая их, «Философию» за часть первоначальной цены приобрел один из них — промышленник Август Ледерер (его наследники ныне претендуют на «Бетховенский фриз»). Коломан Мозер — молодой художник и участник Сецессиона, — в 1907 г. купил работы «Медицина» и «Юриспруденция».
Скандальные картины обсуждали даже в Парламенте, и Климта обвинили в «порнографии» и «чрезмерной извращенности». А защищал его лишь профессор истории искусства Венского Университета Франц фон Викхофф, лекция которого «Что безобразно?» вошла в историю.
Впрочем, поддерживали Климта и покровители нового-смелого течения в искусстве — сецессиона. И когда Климт вернул аванс «госзаказа» и оставил картины себе, завершая их, «Философию» за часть первоначальной цены приобрел один из них — промышленник Август Ледерер (его наследники ныне претендуют на «Бетховенский фриз»). Коломан Мозер — молодой художник и участник Сецессиона, — в 1907 г. купил работы «Медицина» и «Юриспруденция».
Картину-эскиз (самая верхняя иллюстрация) в свое время купил Герман Виттгенштейн (Dr. Hermann Wittgenstein) — кузен философа Людвига Виттгенштейна, семья которого поддерживала Климта. Работа все это время хранилась у наследников фамилии, пока ее не приобрел музей.
Нынешняя покупка стала возможной благодаря щедрым пожертвованиям частных лиц — граждан Америки, Франции, Швейцарии. Сумма сделки не разглашается. Что ж, теперь публика сможет любоваться хотя бы частичкой «утраченного Климта».
Нынешняя покупка стала возможной благодаря щедрым пожертвованиям частных лиц — граждан Америки, Франции, Швейцарии. Сумма сделки не разглашается. Что ж, теперь публика сможет любоваться хотя бы частичкой «утраченного Климта».