В городе Виченца на севере Италии 7 октября открылась выставка картин и рисунков голландского художника под названием «Ван Гог: между пшеницей и небом». Экспозиция, расположенная в Базилика Палладиана, стала крупнейшей в Европе и Америке со времен столетней годовщины смерти художника. На ней собраны 124 работы (38 картин и 86 рисунков), созданные в разные периоды творческого пути Ван Гога.
Самое большое количество работ для выставки в Виченце предоставил нидерландский Музей Крёллер-Мюллер. Экспозиция буквально воссоздает жизненный путь Ван Гога, делая акцент на определяющем в его творчестве «голландском периоде». Этот путь начинается в 1880 году в угольных шахтах бельгийского Боринажа. Следующая важная веха — 1885 год, когда Винсент пишет в Нюэнене серию голов крестьян, когда создает свой первый шедевр («Едоки картофеля»), и когда умирает его отец. Через эти картины, по словам организаторов выставки, зритель может будто бы проникнуть в тайное место, в котором формировались образы Ван Гога. В этот период художник часто обращается к сюжетам своего кумира Жана-Франсуа Милле, а затем — живописцев так называемой «Гаагской школы».
Лучше понять непростую и подчас мучительную внутреннюю жизнь Ван Гога посетителям выставки поможет его обширная переписка с братом Тео. Эти письма, похожие на страницы дневника, которые Винсент писал почти каждый день, стали центральной темой экспозиции. По мнению куратора выставки Марко Гольдина, только с помощью собственных слов художника можно в полной мере понять и оценить красоту его работы и то, насколько изматывающей и опустошающей часто была эта работа. Самый первый рисунок Ван Гога в письме Тео датирован сентябрем 1880 года, а самый последний был найден в кармане художника, когда он выстрелил себе в грудь на пшеничном поле десять лет спустя.
Угольщицы с мешками
1881, 43×60 см
Пейзаж в сумерках
Июнь 1890, 50.2×101 см
На выставке представлены многие работы Ван Гога «голландского периода», начиная с весны 1881 года в Эттене и заканчивая осенью 1885 года в Нюэнене. Сюда же относятся и великолепные рисунки, выполненные Винсентом в те месяцы, которые он провел в Дренте — одном из любимых мест голландских пейзажистов.
Подстриженные берёзы
1884, 39.5×54.2 см
После трех месяцев в Антверпене, где Ван Гог пытался учиться в Академии изящных искусств, он принимает решение отправиться во Францию и весной 1886 года поселяется в Париже вместе с Тео. Здесь можно четко проследить влияние на творчество Ван Гога импрессионистов, первую выставку которых он посетил спустя лишь несколько недель после прибытия в Париж. Благодаря им разительно меняется и палитра Винсента, и его художественные приемы.
Читайте также: Поиски Винсента. Стиль и техника Ван Гога
Ветряная мельница на Монматре
1886, 38×46.5 см
И, наконец, последний этап: самые плодотворные месяцы, прожитые в Арле, затем почти год в лечебнице для душевнобольных, и 70 лихорадочных дней в Овер-сюр-Уаз. Здесь все заканчивается на кажущемся бесконечным желтом поле под темно-синим небом. Именно этот образ, который Ван Гог воплотил в картине «Пшеничное поле с воронами», дал название выставке.
Вид на Арль с ирисами
Май 1888, 54×65 см
Экспозиция интересна в первую очередь тем, что из представленных на ней работ, большую часть составляют не живописные полотна, а рисунки. Это уникальная возможность внимательно их изучить, поскольку обычно их можно увидеть лишь мельком на временных выставках. По словам Марко Гольдина, эти рисунки — важнейший ключ к пониманию того, как развивалось с годами мастерство Ван Гога. Всего лишь за одно десятилетие Винсенту удалось пройти огромный творческий путь — самый короткий и, пожалуй, самый мучительный во всей истории живописи. «Но это была короткая жизнь настоящего гения» — говорит Гольдин.
Вид набережной Схевингена
03.09.1882, 8.8×6.4 см
Выставку открывает рисунок из курса Шарля Барга, книга которого в начале творческой карьеры была для Винсента азбукой и Библией. Здесь же можно увидеть копии иллюстраций, которые Ван Гог старательно копировал из журналов. Любовь к копированию останется у него до конца жизни. Особенно часто он будет повторять два сюжета Жана-Франсуа Милле — «Сеятеля» и «Копателей».
24 сентября 1880 года Винсент пишет Тео: «Я все еще работаю над курсом рисунка Барга, и говорю себе, что должен закончить его, прежде чем приступать к чему-то еще, потому что ежедневные упражнения наполняют силой и мои руки, и мой дух. Тем временем я читаю книги по анатомии и перспективе. Обучение дается мне нелегко, эти книги порой довольно трудны, но в любом случае, я думаю, что это мне на пользу. Как видишь, я неустанно работаю, но пока не достиг удовлетворительных результатов. Я надеюсь, что в свое время из этих шипов вырастут розы. Сначала боль, затем радость».
Дикие розы
Июнь 1889, 24.5×33.5 см
Двадцать с лишним картин, помещенных рядом с рисунками голландского периода, позволяют сделать вывод о тесной связи между живописью и графикой. Эта часть экспозиции интересна еще и тем, что здесь работы Ван Гога сопровождаются картинами художников Гаагской школы, которые оказали существенное влияние на его творчество в тот период.
Осенний пейзаж
Ноябрь 1885, 66.9×88.3 см
Следующая часть выставки посвящена французскому периоду творчества Ван Гога. Марко Гольдин говорит о ней так: «Пожалуй, ни один художник за всю историю искусства не смог передать в своих картинах такое подлинное звучание глубины. Будь то интерьеры парижских ресторанов, лица его знакомых, ветряная мельница в Париже, мостик неподалеку от Арля, оливковые деревья Прованса или пшеничные поля в Овере».
Оливковые деревья
Июнь 1889, 72×92 см
По словам куратора, главная цель выставки — показать зрителю рождение гения и его стремительное развитие. От первого угольного рисунка в шахте — до бескрайнего желтого поля. В самом последнем письме, которое было обнаружено в кармане Винсента 29 июля 1890 года, он написал Тео: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка».
Пшеничное поле с кипарисами (вариант)
Сентябрь 1889, 72.5×91.5 см
Справка: Базилика Палладиана, в которой проходит выставка, была сооружена великим итальянским архитектором Андреа Палладио в 1546 году для правительства Виченцы. Строение сильно пострадало от бомбардировок во время Второй Мировой войны и перенесло множество реставраций, последняя из которых завершилась пять лет назад.
Выставка работ Винсента Ван Гога расположена на самом верхнем уровне здания, практически под крышей, она действует до 8 апреля 2018 года.
Выставка работ Винсента Ван Гога расположена на самом верхнем уровне здания, практически под крышей, она действует до 8 апреля 2018 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Заглавная иллюстрация: Винсент Ван Гог «Пшеничное поле с воронами».
По материалам: lineadombra. it, theartnewspaper.com.
По материалам: lineadombra. it, theartnewspaper.com.