Жан-Мишель Баския (1960 — 1988) проявил себя как художник в конце 1970-х годов в атмосфере постпанковского андеграунда Нью-Йорка. К 1982 году он получил международное признание и стал самым молодым участником выставки современного искусства Documenta 7 в Касселе. Яркие, мощные образы, изобилующие фрагментами смелого текста, дают представление как об энциклопедических интересах, так и об опыте этого молодого чернокожего художника, который не получил формального образования.
Слева: Эдо Бертолио, «Жан-Мишель Баския в шлеме игрока в американский футбол» (1981). Фото via barbican.org.uk
Как подчеркнула куратор Барбиканской галереи Джейн Элисон, это первый за 20 лет показ работ Баскии в Великобритании. «Его творческое великолепие и эмоциональная сила до сих пор оказывают огромное воздействие и влияние. У посетителей есть редкая возможность увидеть некоторые как самые популярные, так и малоизвестные произведения в одном месте, да ещё и в контексте нью-йоркской сцены 1980-х годов», — добавила она.
Имя Жана-Мишеля Баскии впервые попало в СМИ в 1978 году, когда он вместе с одноклассником Аль Диасом делал по всему городу загадочные заявления-граффити под общим псевдонимом SAMO (аббревиатура от «same old, same old shit»). Затем он рисовал собственной кровью, придумывал коллажи для бейсбольных карточек и открыток, создавал дизайн одежды, архитектурные формы и импровизированные холсты.
Он снялся в фильме «Нью-йоркский ритм» с Дебби Харри из группы «Blondie», появился в девяти эпизодах культового сериала TV Party на кабельном телеканале, а также выступал со своей экспериментальной группой Gray. Баския сотрудничал с другими художниками, самым известным из которых был Энди Уорхол, создавал настенные росписи и инсталляции для знаменитых ночных клубов Нью-Йорка, включая Mudd Club, Area и Palladium, а в 1983 году выпустил сингл «Beat Bop» с K-Rob и Rammellzee, ставший классикой хип-хопа.
Слева: Жан-Мишель Баския, «Автопортрет» (1984). Частная коллекция