Самую крупную картину Вильгельма Котарбинского размерами 3 на 5 метров сотрудники Русского музея в Санкт-Петербурге сами увидели впервые: с 1927 года полотно, свернутое в рулон, было заклеено бумагой и находилось в запасниках музея.
Масштабное полотно Котарбинского было поручено вниманию реставраторов в рамках подготовки музейщиков к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме», которая откроется 20 декабря 2017 года.
Работу «Оргия» знали лишь по черно-белой фотографии начала ХХ века (фото: rusmuseumvrm.ru).
Вильгельм Александрович Котарбинский (Вильгельм Котарбиньский; 1849—1922), «представитель римской академической школы живописи… может быть причислен и к русским художникам (закончил Императорскую Академию художеств), и к польским (Варшавская рисовальная школа), и, в силу многолетней работы в Киеве (фрески Владимирского собора), наверное, и к украинским» — так представляют художника на сайте «Виртуальный Русский музей». То, что полотно «Оргия» находится в музее, — факт широко известный: в конце XIX века картина была приобретена Музеем императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).
Удаление бумажной заклейки, сделанной в 1927 году, с лицевой поверхности картины «Оргия» (художники- реставраторы Наталия Романова и Мария Солдатенкова, фото: restoration.rusmuseum.ru, 2017)
Реставрационной группе под руководством Марата Дашкина, которой было поручено восстановить полотно, стали известны причины заклейки полотна оберточной бумагой. Их открыл найденный «Акт реставрационного осмотра картины «Оргия», на котором стоит дата «27 января 1926 года». Тогда были обнаружены угрожающие этой колоссальной работе признаки осыпания верхнего красочного слоя, и принято решение о ее консервации. В ход пошел концентрированный осетровый клей, а вместо вместо тонкой папиросной бумаги была использована оберточная бумага низкого качества.
Поэтому опасения специалистов были велики. Однако в процессе работы выяснилось, что все утраты носят локальный характер, и «записи» крупных участков полотна не производится. Работ, впрочем, много. О них подробно расскажет фильм из серии «История одного шедевра», который представят на выставке.
Фото: процесс реставрации картины Котарбинского «Оргия». Фото: Наталья Шкуренок, theartnewspaper.ru
«Несмотря на неудовольствие отца, Вильгельм решил стать художником. „Мне было девятнадцать лет, когда я влюбился в свою кузину и захотел быть художником. И то и другое отец не одобрял: жениться на кузине не разрешала римско-католическая церковь, а быть художником, писать вывески, красить полы и заборы — было, по мнению моего отца, „не шляхетское дело“. Убедить его не было никакой возможности“. Проучившись четыре года в рисовальных классах Варшавского товарищества изобразительного искусства и получив от них небольшую стипендию и финансовую помощь дяди, в 1871 году он отправился в Рим. Оказавшись в столице Италии, паренек был вне себя от счастья и тут же отправился гулять. Опьяненный красотой древних памятников, он так увлекся, делая зарисовки, что не мог вспомнить гостиницу, в которой остановился. Он провел ночь под открытым небом…» Вашему вниманию — публикация «Призрачные миры Вильгельма Котарбинского», экскурсия с красочными иллюстрациями, фотографиями, и интересными фактами о художнике и крупной коллекции его работ в Национальном музее «Киевская картинная галерея».
На террасе (Гадание на розах)
Конец XIX века, 69×136 см
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам restoration.rusmuseum.ru, rusmuseumvrm.ru. Титульная иллюстрация: цифровая обработка иллюстрации с сайта аукциона Sotheby’s (ноябрь 2012 г.): один из вариантов «Римской оргии» В. Котарбинского, холст, масло, 165,5×220 см., частное собрание.