В гости к "Уцелевним и вернувшимся" шедеврам Шишко, Глущенко, Чегодаря, Хвостенко-Хвостова
Уцелели. Вернулись. Странно
, что как про солдат какой-нибудь войны
, сегодня мы говорим о картинах — «золотом фонде» украинской живописи. Настоящей бедой Глущенко
(«номер один» среди украинских подделок и краж),
Шишко и иже с ними стало желание чиновников коллекционировать истинные ценности. Желательно — бесплатно
, то есть даром. К счастью
, теперь замечательные полотна
«украинских импрессионистов» можно увидеть до 30 июня на выставке в
Музее истории Киева.
Хвостенко-Хвостов. "Крещатик", 1954
Чегодар. "Киев, Андреевский спуск", 1969
В особняке, что находится прямо на выходе из метро «Театральная», возле Театра русской драмы, — праздник. Видимо, решив снять с себя лишнюю ответственность, столичные чиновники вернули музею переданные во «временное пользование» 17 полотен из фондов музеев. Среди них самыми заметными являются, конечно же, картины Глущенко, Шишко, Хвостенко-Хвостова. Но есть и натюрморт нашей современницы Веры Бариновой-Кулебы, виды Канева авторства художника Пламенецкого, и даже довольно-таки сомнительный с точки зрения эстетической ценности «новодел» (1989 г.) «Виды Киево-Печерской Лавры» художника Ляшенко. Впрочем, о вкусах чиновников не спорят. Главное — истинные ценности.
Вернувшиеся в более-менее целом виде картины (из-за неподходящих условий хранения некоторые нуждаются в реставрации) в 1990—2011 гг. радовали глаз руководство Киевской городской государственной администрации, а в 2011 г. несколько картин было запрошено еще и Администрацией Президента Украины. Кто именно был временным «владельцем» работ, посмотреть на которые на выставках сами киевляне обычно выстраиваются в очередь, в музее не разглашают. Может, Шишко? Только посмотрите, какие виды! Может быть… Но вернули, мол, — и на том великое спасибо. Нам удалось узнать, что чиновничьи запросы были сугубо индивидуальными.
— Были чиновники, явно разбиравшиеся в живописи. Они заказывали в свои кабинеты конкретных авторов — бывало даже, определенные работы. Того же Шишко, например. А кто-то просил картину просто по тематике — например, чтобы был Днепр, проточная вода, мосты… Воду наши чиновники очень любили, — рассказывают в музее.
Есть и совсем «свежие» поступления: часть спасенных во время «зимних» событий картин тоже попала в экспозицию «Уцелевшие и возвращенные». Всего на выставке, открытой для осмотра до 30 июня, — 54 работы. Смыслообразующим здесь, несомненно, является (даже не припомню, когда именно он выставлялся в последний раз!) масштабный цикл Сергея Шишко «Киев — любимый город».
Городские пейзажи самого известного в мире «киевского лирика» дополняют гиперреалистичные виды Города Хвостенко-Хвостова. Сегодня, когда усилиями застройщиков от привычного Киева остались, разве что воспоминания, наивно-«плакатные», но такие узнаваемые сценки на Крещатике или даже на пляже Труханова острова у киевлян вызывают просто слезы.
"Крещатик строится"
"Оперный театр"
Как поясняет релиз, «Александр Хвостенко-Хвостов — авангардист, создатель агитационных плакатов и художественной рекламы, выдающийся театральный художник. Особую ценность составляют две его картины, написанные в 1950-х годах: «Киев. Крыши» и «Площадь Богдана Хмельницького».
Интересно, что в экспозиции присутствуют сразу три авторских варианта знаменитых «Крыш» Хвостова. Написанные в мастерской на Крещатике, они при всем внешнем сходстве различаются, чем-то напоминая кадры современного 3D кино: всмотревшись, понимаешь, что трижды художник изобразил дома под разным ракурсом, да и палитра немного различается.
В. Чегодар. Киевско-Печерская Лавра
С. Каплан. "У нас во дворе", 1968 - 1988
Федор Коновалюк, Микола Глущенко, панорамы Василия Чегодаря и лирические пейзажи Михаила Вайнштейна, а также немногие работы менее известных и современных авторов — такой оказалась «киевская сюита», сохранившаяся в запасниках Музея истории Киева. Точнее — чудом уцелевшая и возвращенная туда.
Музейщики говорят, что сейчас они всерьез думают над тем, не сделать ли выставку «киевской» живописи постоянной? Чтобы уж точно ни один наделенный полномочиями «коллекционер» не мог втихаря взять и не вернуть «городу и миру» его сбереженные с таким трудом шедевры. Мы — только «за». Ведь мы тоже, как бы ни старалась история, до сих пор уцелели. И нуждаемся в памяти: желаем помнить о городе, и чтобы он помнил нас. Но что, кроме картин и, пожалуй, еще старых фото, передаст пресловутый «дух времени» — расскажет о нас истории?..
Елизавета Воробьева
Заглавная иллюстрация — Пламенецкий А.О., «Улица в Каневе», 1976