войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Киеве открылся масштабный "Проект Энеида", посвященный легендарной поэме Ивана Котляревского

Национальный художественный музей Украины и арт-центр «Я Галерея» отмечает 175-летие со дня публикации поэмы «Энеида» Ивана Котляревского. Проект объединил более двухсот произведений из 11-ти музеев Украины, представляя любимые и знакомые читателям образы героев в исполнении Георгия Нарбута и Анатолия Базилевича, а также неизвестные широкому кругу произведения художников-эмигрантов Николая Бутовича и Мирона Левицкого. О популярности произведения в прошлом и настоящем рассказывают книжные издания разных лет, включая первые «пиратские» выпуски конца XVIII века, и мультфильм Эдуарда Кирича о героических приключениях казака Энея.
В Киеве открылся масштабный "Проект Энеида", посвященный легендарной поэме Ивана Котляревского
«Последние четыре годы я начал обращать особое внимание на визуальные коды, которые нас окружают. В иллюстрациях к „Энеиде“ разных периодов зашито несколько слоев культурной памяти украинцев, декодируя их мы сможем лучше осознать собственную историю и идентичность», — говорит куратор выставки Павел Гудимов, хозяин «Я Галереи» и экс-гитарист группы «Океан Эльзы».
Поэма «Энеида» Ивана Котляревского занимает особое место в украинской литературе и считается первым произведением, написанным на разговорном украинском языке. Сюжет поэмы автор позаимствовал у римского поэта Виргилия. Главный герой, троянец Эней, после падения Трои, вместе с другими воинами отправляется в долгие странствия и в конце основывает новую державу — Римскую империю. И хотя в похождения отряда Энея активно вмешиваются боги Олимпа, команда предстает перед читателями запорожскими казаками, а сама поэма является источником знаний об украинской культуре и быте XVIII века.
Поэму Котляревский писал более тридцати лет — с 1794 по 1827 год. Она была настолько популярна, что

Поэму Котляревский писал более тридцати лет — с 1794 по 1827 год. Она была настолько популярна, что первые три части, которые распространялись в рукописях, были опубликованы без согласия автора в 1798 и 1808 годы в Петербурге. Вариант «пиратского» тиража также представлен на выставке. Полная версия поэмы вышла после смерти писателя в 1842 году. По количеству переизданий в украинской истории «Энеида» уступает только «Кобзарю» Шевченко.

Первым иллюстрировал «Энеиду» художник-этнограф Порфирий Мартынович во второй половине XIX века. В начале ХХ века — новый всплеск интереса к произведению. В 1903 году в Полтаве был открыт памятник Котляревскому, а в 1910 году Микола Лысенко написал оперу «Энеида», которую поставили в театре Садовского. Спектакль имел такой огромный успех, что были сделаны постановочные фотографии актеров в образах персонажей и в виде открыток продавались в кассах театра.

Афиша к спектаклю «Энеида», 1910 год

Денис Мироненко в роли Бахуса в опере «Энеида». Театр Николая Садовского. Киев. 1911 год. Фото: vogu
Денис Мироненко в роли Бахуса в опере «Энеида». Театр Николая Садовского. Киев. 1911 год. Фото: vogue.ua
«Каждый период нашей истории имел своего идеального иллюстратора поэмы. В начале ХХ века — это Георг

«Каждый период нашей истории имел своего идеального иллюстратора поэмы. В начале ХХ века — это Георгий Нарбут со своей единственной, фантастической по исполнению, иллюстрацией. В 1930-е — работы Николая Бутовича, он сделал это необыкновенно тонко и символично. В 1960-е книга с иллюстрациями Анатолия Базилевича стала национальным манифестом, а в 1990-е — мультфильм Эдуарда Кирича. Это бесспорные лидеры», — рассказывает Павел Гудимов.

«Эней и его войско» — одна из последних работ Георгия Нарбута, — жемчужина в его творчестве. Это пробная иллюстрация была выполнена по заказу киевского издательства «Друкар», планировавшее выпустить роскошное крупноформатное издание «Энеиды», оформление которой и было поручено Нарбуту. Это одна из немногих работ, которую художник исполняет в живописи, сочетая национальный вариант модерна с украинской барочной гравюрой XVII—XVIII вв.

«Львовский музей им. Шептицкого предоставил уникальные работы, о существовании которых мы даже не подозревали,
 — продолжает рассказывать о выставке Павел Гудимов. — Это работы художника-эмигранта Мирона Левицкого. Он начал работать над серией в 1963 году и создавал рисунки к „Энеиде“ всю жизнь. Жена художника после его смерти передала работы в Львовскую галерею, где они хранились в фондах».
Мирон Левицкий (1913−1993) родился во Львове, учился в Художественной школе Олексы Новакивского и в 

Мирон Левицкий (1913−1993) родился во Львове, учился в Художественной школе Олексы Новакивского и в Краковской Академии красных искусств. Работал художником во львовском издательстве «Батькивщина» и преподавал графику в Художественно-Промышленной школе.

В 1949 году эмигрировал в Канаду и руководил киностудией «Орбит», которая занималась документальными материалами об украинских поселениях в разных странах. Благодаря своей работе Левицкий много путешествовал. В 1956—1958 годы он жил в Париже. Этот период стал определяющим для формирования его художественного почерка. Левицкий проиллюстрировал более 300 книг, расписывал украинские церкви в Америке. Выставки художника проходили в США, Франции, Канаде и Украине.


Мирон Левицкий. Эней и Сивилла. 1963

Николай Бутович (1895−1961) первые рисунки к «Энеиде» рисовал на поле боя в Первую Мировую войну. Всю жизнь он ощущал особенную близость с главным героем поэмы. Бунтарь по своей природе и искатель приключений от так же скитался далеко от родины. Бутович учился в Высшей художественной школе в Праге, в Академиях искусства Берлина и Лейпцига. В 1947 году художник оставил Европу и отправился в Америку. Николай Бутович проявил себя оригинальным мастером в иллюстрации, карикатуре и декоративной графике.
О серии работ Бутовича увлекательно написал исследователь его творчества искусствовед Александр Федо


О серии работ Бутовича увлекательно написал исследователь его творчества искусствовед Александр Федорук:

«В иллюстрациях художник получал удовольствие от легкости рисунка. Его глаз заботился о таких соединениях контура и декоративного пятна, которые создавали эффект юмористической бравады — вроде серьезная тональность, но в поле анекдотической гравитации. Обнаженность фигур любимых персонажей настраивала его на доверчивые и смелые движения кисти, пера, добавляла ему отваги не искать в образе Меркурия установленных штампов, а создавать новые зрительные образы, — надевать на босую ногу ботфорты, „клеить“ в нужном месте фиговый лист, не забыть про рог с вином, хорошие казацкие усы и высокую баранью кучму. Счастливой находкой Бутовича было в серьезном увидеть комичное и через комичное идти к серьезному. Природа хотела, чтобы шутку он поднимал до классической мерки».



Николай Бутович. Меркурий. Заставка к поэме Котляревского «Энеида»

Рекомендуемые работы
Никита Волошин. Дыня и грейпфрут
Дыня и грейпфрут
06.09.2023, 40×50×2 см
Ганс Хайнер Бор. Ковбой на пенсии 2024
  • Реклама
Ковбой на пенсии 2024
2024, 126×180 см
€10
Цифровая копия
Ганс Хайнер Бор. ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
  • Реклама
ЧИСТЯЩЕЕ СРЕДСТВО
2024, 160×125 см
€10
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
  • Реклама
Раннее утро в Карелии. Киви-Койву.
2023, 30×30 см
$244
Копия
€75
Цифровая копия
Копии
€75
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Стрекоза
  • Реклама
Стрекоза
2021, 60×50 см
$341
Оригинал
Татьяна Кравченко. Русалка
  • Реклама
Русалка
50×70 см
$117
Оригинал
Андрей Люмес. Баня
  • Реклама
Баня
2022, 60×50 см
$117
Оригинал
В 1968 году к 200-летию со дня рождения Котляревского была издана поэма с иллюстрациями Анатолия Базилевича. Эта книга произвела настоящую сенсацию и впоследствии переиздавалась 17 раз. В первые дни продажи за книгой выстраивались очереди. А в городе только и разговоров было: «Вы уже видели „Энеиду“ Базилевича?». Счастливчики, которым удалось достать книгу, с упоением рассматривали рисунки знакомого со школьных лет произведения. Битвы казаков, сцены в пекле, гнев богов — приключенческий характер иллюстраций передавал героику, сатиру, юмор, включая легкую эротику, что было табу для советского зрителя. Все это приводило читателей в восторг.
Базилевич работал почти 10 лет и создал около 130 рисунков, проиллюстрировав все основные события по

Базилевич работал почти 10 лет и создал около 130 рисунков, проиллюстрировав все основные события поэмы. Важным в работе художника были типажи, он не придумывал их, а находил в своем окружении и писал с натуры, их внешность должна была соответствовать литературному герою. Натурщиков искал среди своих коллег.

«Эней дался мне не сразу… Вначале позировал Виталий Кравченко. Вроде все подходило, однако что-то неуловимое отличало его от образа, который сложился в моем воображении. Тогда я обратился к Владимиру Ивановичу Юрчишину. Попросил его отпустить усы. Юрчишин, хотя сроду их не носил, согласился на такой эксперимент со своей внешностью. А потом добросовестно „отработал Энеем“ несколько лет» — так вспоминал Анатолий Базилевич о работе.


Анатолий Базилевич. Подготовительный рисунок к поэме Котляревского «Энеида»

Настоящим открытием считается серия эскизов Бориса Эрдмана, известного московского театрального худо

Настоящим открытием считается серия эскизов Бориса Эрдмана, известного московского театрального художника-авангардиста, который в 1920−30-е годы сотрудничал с украинскими театрами. Его участие в разработке театральной постановки «Энеида» была обнаружено случайно. Рисунки 1927 года хранились в фондах Львовской картинной галереи. Эскизы образов предназначались к постановке спектакля в Одессе, но судьба театрального действа пока не известна.


Борис Эрдман. Эскиз к спектаклю «Энеида», 1927

На выставке также представлены редкие литографии Михаила Дерегуса, подготовленные для подарочного издания «Энеиды» в 1937 году. Для этого события был организован конкурс среди художников, председателем жюри был Федор Кричевский.

Серия Александра Данченко (1926−1993) античная по стилю и наполнению. Двухцветные литографии, вытянутые в длину, напоминают древнегреческую чернофигурную вазопись. Его иллюстрации держат читателей в напряжении и не дают возможности легкого прочтения, концентрируясь только на юмористической стороне. Иллюстрации Ивана Ижакевича и Федора Коновалюка для послевоенного издания выполнены в реалистической манере и напоминают о недавно пережитых событиях Второй Мировой.


Завершает наш обзор мультфильм «Энеида» художника-аниматора Эдуарда Кирича 1991 года, который стал первым полнометражным мультфильмом независимой Украины. Эдуард Кирич — автор давно полюбившейся серии мультфильмов «Казаки». «Я обожаю юмор, а казаки ценят хорошие шутки», — в одном из интервью признавался художник. Он придумал для взрослой аудитории прекрасную анимацию с хара́ктерными, колоритными персонажи, шутливыми и остроумными текстовыми надписями, которые вторят бурлескно-травестийному жанру «Энеиды».
Эдуард Кирич. Рисунки к мультфильму «Энеида», 1980-е годы.
Эдуард Кирич. Рисунки к мультфильму «Энеида», 1980-е годы.
Выставка «Проект Энеида» в Национальном художественном музее Украины (Киев) продлится до 29 октября 2017 года.
Рекомендуемые выставки и показы
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Заглавная иллюстрация: Георгий Нарбут. Эней и его войско. 1919 год. Фрагмент.