Поэму Котляревский писал более тридцати лет — с 1794 по 1827 год. Она была настолько популярна, что первые три части, которые распространялись в рукописях, были опубликованы без согласия автора в 1798 и 1808 годы в Петербурге. Вариант «пиратского» тиража также представлен на выставке. Полная версия поэмы вышла после смерти писателя в 1842 году. По количеству переизданий в украинской истории «Энеида» уступает только «Кобзарю» Шевченко.
Первым иллюстрировал «Энеиду» художник-этнограф Порфирий Мартынович во второй половине XIX века. В начале ХХ века — новый всплеск интереса к произведению. В 1903 году в Полтаве был открыт памятник Котляревскому, а в 1910 году Микола Лысенко написал оперу «Энеида», которую поставили в театре Садовского. Спектакль имел такой огромный успех, что были сделаны постановочные фотографии актеров в образах персонажей и в виде открыток продавались в кассах театра.
Афиша к спектаклю «Энеида», 1910 год
«Каждый период нашей истории имел своего идеального иллюстратора поэмы. В начале ХХ века — это Георгий Нарбут со своей единственной, фантастической по исполнению, иллюстрацией. В 1930-е — работы Николая Бутовича, он сделал это необыкновенно тонко и символично. В 1960-е книга с иллюстрациями Анатолия Базилевича стала национальным манифестом, а в 1990-е — мультфильм Эдуарда Кирича. Это бесспорные лидеры», — рассказывает Павел Гудимов.
«Львовский музей им. Шептицкого предоставил уникальные работы, о существовании которых мы даже не подозревали, — продолжает рассказывать о выставке Павел Гудимов. — Это работы художника-эмигранта Мирона Левицкого. Он начал работать над серией в 1963 году и создавал рисунки к „Энеиде“ всю жизнь. Жена художника после его смерти передала работы в Львовскую галерею, где они хранились в фондах».
Мирон Левицкий (1913−1993) родился во Львове, учился в Художественной школе Олексы Новакивского и в Краковской Академии красных искусств. Работал художником во львовском издательстве «Батькивщина» и преподавал графику в Художественно-Промышленной школе.
В 1949 году эмигрировал в Канаду и руководил киностудией «Орбит», которая занималась документальными материалами об украинских поселениях в разных странах. Благодаря своей работе Левицкий много путешествовал. В 1956—1958 годы он жил в Париже. Этот период стал определяющим для формирования его художественного почерка. Левицкий проиллюстрировал более 300 книг, расписывал украинские церкви в Америке. Выставки художника проходили в США, Франции, Канаде и Украине.
Мирон Левицкий. Эней и Сивилла. 1963
О серии работ Бутовича увлекательно написал исследователь его творчества искусствовед Александр Федорук:
«В иллюстрациях художник получал удовольствие от легкости рисунка. Его глаз заботился о таких соединениях контура и декоративного пятна, которые создавали эффект юмористической бравады — вроде серьезная тональность, но в поле анекдотической гравитации. Обнаженность фигур любимых персонажей настраивала его на доверчивые и смелые движения кисти, пера, добавляла ему отваги не искать в образе Меркурия установленных штампов, а создавать новые зрительные образы, — надевать на босую ногу ботфорты, „клеить“ в нужном месте фиговый лист, не забыть про рог с вином, хорошие казацкие усы и высокую баранью кучму. Счастливой находкой Бутовича было в серьезном увидеть комичное и через комичное идти к серьезному. Природа хотела, чтобы шутку он поднимал до классической мерки».
Николай Бутович. Меркурий. Заставка к поэме Котляревского «Энеида»
Базилевич работал почти 10 лет и создал около 130 рисунков, проиллюстрировав все основные события поэмы. Важным в работе художника были типажи, он не придумывал их, а находил в своем окружении и писал с натуры, их внешность должна была соответствовать литературному герою. Натурщиков искал среди своих коллег.
«Эней дался мне не сразу… Вначале позировал Виталий Кравченко. Вроде все подходило, однако что-то неуловимое отличало его от образа, который сложился в моем воображении. Тогда я обратился к Владимиру Ивановичу Юрчишину. Попросил его отпустить усы. Юрчишин, хотя сроду их не носил, согласился на такой эксперимент со своей внешностью. А потом добросовестно „отработал Энеем“ несколько лет» — так вспоминал Анатолий Базилевич о работе.
Анатолий Базилевич. Подготовительный рисунок к поэме Котляревского «Энеида»
Настоящим открытием считается серия эскизов Бориса Эрдмана, известного московского театрального художника-авангардиста, который в 1920−30-е годы сотрудничал с украинскими театрами. Его участие в разработке театральной постановки «Энеида» была обнаружено случайно. Рисунки 1927 года хранились в фондах Львовской картинной галереи. Эскизы образов предназначались к постановке спектакля в Одессе, но судьба театрального действа пока не известна.
Борис Эрдман. Эскиз к спектаклю «Энеида», 1927
Серия Александра Данченко (1926−1993) античная по стилю и наполнению. Двухцветные литографии, вытянутые в длину, напоминают древнегреческую чернофигурную вазопись. Его иллюстрации держат читателей в напряжении и не дают возможности легкого прочтения, концентрируясь только на юмористической стороне. Иллюстрации Ивана Ижакевича и Федора Коновалюка для послевоенного издания выполнены в реалистической манере и напоминают о недавно пережитых событиях Второй Мировой.