Художественная галерея Ванкувера впервые за два десятилетия представила в Канаде самую всестороннюю выставку работ французского живописца Клода Моне. Экспозиция «Секретный сад Клода Моне» собрала 38 картин, охватывающих карьеру одного из самых важных художников в западном искусстве. Его шедевр 1872 года «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant) дала название авангардному направлению — импрессионизму. Само полотно в Ванкувер не привезли, но в залах музей представлено множество других восхитительных произведений.
Вместе со своими единомышленниками Моне бросил вызов европейским художественным традициям XIX века, сформировав пути развития современного искусства.
Впечатление. Восход солнца
1872, 48×63 см
«У вас все названия слишком однообразные. Вот как вы назовете эту картину? «Корабли, входящие в порт Гавра»?", — спрашивал у Моне в 1874 году Эдмон Ренуар, составляя каталог к первой выставке импрессионистов. «Я назову её «Впечатление»», — ответил художник.
«Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Но какая свобода, какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!», — язвил тогда критик Луи Леруа на страницах газеты «Шаривари». Именно он тогда язвительно назвал молодых художников «импрессионистами», а посетители их первой выставки смеялись над полотнами, которыми ныне восхищаются миллионы.
«Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Но какая свобода, какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!», — язвил тогда критик Луи Леруа на страницах газеты «Шаривари». Именно он тогда язвительно назвал молодых художников «импрессионистами», а посетители их первой выставки смеялись над полотнами, которыми ныне восхищаются миллионы.
Прогулка в Аржантёе
1875, 60×81 см
«Сочетание тонкого понимания света и глубокой связи Моне с природой дают его творчеству ту визуальную мощь, которое остаётся свежей и полной жизни [до сих пор]", — отмечает куратор Художественной галереи Ванкувера Иэн Том.
Кульминацией «Секретного сада Клода Моне» стала исключительная подборка работ, созданных в Живерни — маленькой деревушке на севере Франции, где художник прожил с 1883 года до своей смерти в 1926-м. Главным вдохновителем его творчества были сады, которые Моне разбил и вырастил там, и которые сами по себе можно считать произведением искусства. Кувшинки, японский мостик и плакучие ивы стали одними из самых узнаваемых образов в истории живописи. Эти яркие, выразительные работы представляют собой плод продолжительного диалога Моне с природой, приведшего к радикально новым формам живописи.
Смотрите также: Видео Артхива. Рождение мира: кувшинки Клода Моне
Водяные лилии
1919
«Технические новшества в искусстве Моне возникли из-за желания найти способ выразить своё индивидуальное восприятие мира. И катализатором его живописи был, прежде всего, опыт общения с природой», — считает Иэн Том.
На пляже в Трувиле
1871, 38×46 см
Экспонаты для канадской галереи предоставил Музей Мармоттан-Моне в Париже. Помимо пейзажей из Живерни, это произведения, через которые можно проследить всю карьеру художника, продолжавшуюся свыше шестидесяти лет. Выставка организована в хронологическом порядке, начиная с небольших работ, созданных в конце XIX века. Экспозицию закрывает «Розовый куст» — самая последняя картина Моне, написанная в 1925 — 1926 годах. По словам куратора выставки Марианн Матьё, полотно «путешествует» впервые.
Розовый куст
1926, 130×200 см
Основу коллекции Музея Мармоттан-Моне составляют полотна, которые были переданы учреждению после смерти сына художника Мишеля Моне в 1966 году. Сам он унаследовал шедевры от отца. При этом, как подчеркнула Марианн Матьё, Моне-старший уничтожил работы, которыми был недоволен. «Таким образом, картины, включённые в „Секретный сад Клода Моне“, — это те, с которыми художник не хотел расставаться», — добавила она.
«Утончённость некоторых из этих шедевров и свобода мазков исключительны. Вы можете взять фрагменты некоторых полотен Моне, и они станут прекрасными абстрактными картинами», — заключает Иэн Том.
Фрагмент выставки «Секретный сад Клода Моне» в Художественной галерее Ванкувера. Фото: vanartgallery.bc.ca
Выставка «Секретный сад Клода Моне» в Художественной галерее Ванкувера — единственный показ в Северной Америке. Она завершится 1 октября.
Читайте также: Клод Моне станет звездой Национальной галереи в Лондоне
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Художественной галереи Ванкувера и ряда других источников. Главная иллюстрация: vanartgallery.bc.ca