войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Британии открылась первая выставка, посвящённая одержимости Тёрнера солнцем

Фраза «Уильям Тёрнер — художник света» известна широко. Однако до сих пор никто в мире не проводил экспозиций, посвящённых его одержимости солнцем. На выставке «Тёрнер и Солнце» галерея Исследовательского центра Уинчестера (Англия) впервые исследует центральную роль дневного светила в пейзажах одного из самых любимых художников Британии. Здесь можно изучить техники, которые он использовал для передачи световых эффектов рассвета, блеска полудня и мягкого свечения заката.
В Британии открылась первая выставка, посвящённая одержимости Тёрнера солнцем
Незадолго до смерти Уильям Тёрнер сказал: «Солнце — это Бог». Что он имел в виду, доподлинно неизвестно, но нет никаких сомнений, что в течение всей жизни живописец искал способы изображения солнечного света.
Двенадцать полотен, предоставленные галереей Тейт Британия, демонстрируют, как Тёрнер снова и снова изучал переменчивый солнечный свет и стремился передать красками его оттенки. Солнце появляется на множестве полотен мастера — иногда как нечто очень естественное и элементарное, иногда как таинственное и мистическое.
В эпоху Тёрнера состав Солнца и источник его мощи были ещё загадкой. Научное Королевское общество находилось в том же здании, что и Академия художеств, и живописец посещал лекции там, а также был знаком с такими учёными, как Майкл Фарадей и Мэри Сомервилль. Поэтому вполне возможно, что на его попытки изобразить солнце повлияли новейшие научные теории об этом небесном теле.
«Чтобы воспроизвести солнечные эффекты красками, Тёрнер прибегает к целому ряду визуальных приёмов. Например, часто сопоставляет самые светлые участки с очень тёмными, чтобы усилить контраст. Он использует дуги, сферы, радиальные круги цвета, сломанные мазки, текстурированную масляную краску, плавное акварельное размытие… Иногда он изображает солнечный свет как нечто очень осязаемое, физическое, в других случаях это ослепительное сияние, которое нам трудно рассмотреть как следует. Тёрнер не просто пытается написать солнце. Кажется, он действительно хочет перенести его энергию и свет на свои картины», — говорит куратор экспозиции Никола Мурби.
Своё вдохновение Тёрнер черпал также из древней мифологии. Одна история повествует о римском полководце Регуле, которому отрезали веки и заставили смотреть на солнце, пока он не ослеп. При этом самого героя художник изобразил в углу картины, а центром композиции сделал нестерпимо яркое светило. Тем самым он бросил вызов критикам, которые отзывались о его работах как об «ослепляющих» и «почти вырывающих глаза».
Ещё один центральный экспонат на выставке «Тёрнер и Солнце» — полотно «Закат над озером» (ок. 1840). Это незавершённое, но очень эффектное изображение заходящего солнца. Сначала зритель пытается распознать элементы пейзажа (возможно, озера Люцерн в Швейцарии), однако скоро становится очевидным, что главный объект картины — свет, золотящий небо и облака, а также его отражение в воде.

Очаровательным примером передачи солнечных лучей, исходящих из центра композиции, является полотно «Петуорт, закат на озере. Примерный этюд» (ок. 1828). Это один из шести этюдов, на основе которых Тёрнер сделал четыре завершённых произведения для поместья Петуорт-хаус.
Популярность Гранд-тура (обязательного путешествия по Европе, которое совершали состоятельные британцы) и непреходящая привлекательность Венеции предоставили Тёрнеру огромные возможности — как художественные, так и материальные — на позднем этапе карьеры. На полотне «Путь на бал (Сан-Мартино)» мы видим венецианских гуляк в масках, поднимающихся на лодки на фоне золотого городского пейзажа. Это последняя картина, которую художник сделал в Городе на воде. Она была обнаружена в мастерской после его смерти в 1851 году.
Многое о наблюдениях за солнцем могут рассказать акварельные этюды и эксперименты с размывкой и цвет


Многое о наблюдениях за солнцем могут рассказать акварельные этюды и эксперименты с размывкой и цветом. Быстрые наброски захватывают мимолётные световые эффекты в небе. Выставка в Уинчестере — это редкая возможность полюбоваться хрупкими и чувствительными работами, которые в галерее Тейт можно просмотреть только по предварительной записи.

Одна из них — «Закат. Рыбный рынок на пляже», выполненная в необычном для акварели вертикальном формате. «Путь на бал» отличается преобладанием жёлтого крона, то эта работа отличается виртуозным использованием белого.


Слева: Уильям Тёрнер, «Закат. Рыбный рынок на пляже» (1835). Галерея Тейт Британия

У посетителей экспозиции есть также исключительный шанс увидеть произведение, выполненное с помощью графита, акварели и мела. Это работа под названием «Венеция. Канал Джудекка, вид на Фусину на закате» (см. главную иллюстрацию материала) — одна из тех, что хранятся в запасниках галереи Тейт и практически не выставляются на публичные просмотры.
Выставка «Тёрнер и Солнце» в галерее Исследовательского центра Уинчестера продлится до 15 октября 2017 года.
Рекомендуемые художники
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Исследовательского центра Уинчестера, галереи Тейт Британия и artdaily.com