Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
До 22 июня в рамках проекта Monumenta в парижском культурно-выставочном центре Гранд-Пале экспонируется проект«Странный город» супругов Кабаковых. До них воплотить свои видения в этом арт-пространстве приглашали Ансельма Кифера,Ричарда Серра,Аниша Капура,так что стоит оценить масштаб события! И навестить«Странный город». Путаные лабиринты с экспонатами,похожими на реквизит для фантастического фильма. Цветовой орган по мотивам Скрябина под куполом,воздушно-световые врата,крутые лестницы,ведущие то ли в никуда,то ли к истине… Тут есть на что посмотреть и о чем подумать. Выставку уже оценили модель Наталья Водянова и писатель Фредерик Бегбедер. Даже Густав Климт на ней побывал!
Маленький человек в поисках большой утопии
Эмилия Кабакова — она в семье отвечает за коммуникацию с общественностью и разъяснение содержания содеянного совместно с мужем на ниве искусства, — называет«Странный город» фантастическим местом коллективного воображения,где удобно поразмыслить о настоящем и будущем,о высоких материях искусства и банальных нюансах повседневности. «Мы хотели дать зрителям возможность замедлить темп жизни и обратиться к эмоциям,чувствам и воспоминаниям», — говорит она.
Общаться с прессой и арт-тусовкой Эмилия Кабакова вынуждена еще и потому,что ее супруг слег с недомоганием прямо накануне открытия выставки. В этом году Илье Кабакову исполнится 81 год — нешуточный возраст для создателя такого эпичного проекта!
СПРАВКА АРТХИВА Илья и Эмилия Кабаковы родом из украинского Днепропетровска,с конца 80-х живут в США,но и при этом считаются самыми дорогими российскими художниками: на лондонском аукционе Phillips de Pury картина«Жук» в 2008-м была продана на 5,8 млн. долларов,а «Номер люкс» двумя годами ранее — за 4,1. млн. Картина«Жук» — образец московского концептуализма. Она написана 1982 году на фанере. Поверх живописного майского жука начертано стихотвореньице: Я в траве нашел жука. Черный жук,блестящий. Для коллекции моей самый подходящий. Вырывается мой жук, прыгает,стрекочет. Он в коллекцию мою попадать не хочет. Похоже на иллюстрацию в детской книжке — что неудивительно: живя в СССР,Кабаков зарабатывал преимущественно иллюстрированием детской литературы.
Возвращаемся в «Странный город». Что же настраивает его гостей на медитативный лад?
Проект Кабаковых расположился в восьми залах. «Пустой музей», «Манас», «Центр космической энергии», «Как встретить ангела?», «Двери» — это названия фантастических и,очевидно,многозначительных сооружений,которые встречаются тем,кто пустился в путешествие по лабиринтам выставки. В просторных помещениях и на фоне масштабных арт-объектов зрители выглядят крошечными и беспомощными,превращаясь таким образом в часть экспозиции и демонстрируя тщетную суету бытия на фоне чего-то большого и таинственного. Человек — безусловно,маленький. Но у него есть великие стремления и мечты(встретить ангела!), а,может,даже и серьезное предназначение.
Есть еще залы-инсталляции«Белая капелла» и «Темная капелла»: в первом картины чередуются с блестящими белыми плоскостями,во втором представлены плотна-исполины на черном фоне — чтобы рассмотреть некоторые из них,придется повертеть головой.
Город-утопия Кабаковых образно рассказывает о стремлениях и исканиях человека пытливого. О вопросах,ответы на которые он ищет за пределами реального,осязаемого мира. О метафизичности бытия. И все это излагается не с помощью слов. И даже не с помощью изображений,которых тут хватает. А с помощью чувств,вызываемых арт-объектами у зрителя и заложенных в эти объекты авторами. Так трактует выставку Кабаковых ее куратор Жан-Юбер Мартен.
Вообще,изначально название проекта и было«Утопический город», но,по словам Эмилии Кабаковой,слово«утопия» слишком примелькалось,да и идея себя изжила: после развала Советского Союза на волне эйфории казалось,что«идеальная модель» гармоничного Города-утопии может быть реальна. Но реализовать ее не получилось… Что ж,зато можно продолжать мечтать и строить«Странный город» — утопию хотя бы в искусстве. Такова идея Кабаковых.
СПРАВКА АРТХИВА
Monumenta — выставка современного искусства,которая проводится ежегодно в парижском культурном центре Гранд-Пале(Grand Palais). Всякий раз в Большом Дворце хозяйничает один художник,среди тех,кому оказали такую честь,уже были Ансельм Кифер,Ричард Серра,Аниш Капур. Творческий дуэт под сводами дворца устроил выставку в рамках«Монументы» впервые. Выставочные пространства Гранд-Пале огромны: площадью — 13,5 тыс. кв. метров,высота под куполом достигает 35 метров. Так что для создания инсталляций в рамках проекта Monumenta приглашают не просто больших художников,но тех,кто не скромничает с размерами своих работ. Ожидать в Гранд- Пале экспозиции подкованных блох вряд ли стоит.
Благотворительность и светская тусовка на выставке
В рамках выставки прошел гала-ужин и благотворительный аукцион,на котором собрали 1,3 миллиона евро. Его посетила вся московская тусовка,включая подругу Романа Абрамовича и хозяйку арт-пространства«Гараж» Дашу Жукову(на фото внизу она с Эмилией Кабаковой); модель Наталью Водянову с бойфрендом и отцом ее четвертого ребенка Антуаном Арно; писателя Фредерика Бегбедера,который,кажется,во Франции времени проводит меньше,чем в России.
Кроме рисунков и набросков Ильи Кабакова,на аукционе были представлены и другие лоты: личная фотосессия от Паоло Роверси,которого называют Рафаэлем в мире фотографии; возможность прожить день в Большом театре; ювелирные украшения. Вырученные средства пойдут в фонд Наталья Водяновой«Обнаженные сердца», помогающий больным детям,и на дальнейшее развитие проекта Monumenta.
А где же заявленный в самом начале Густав Климт,спросите вы. Да вот же он — и не один,а со спутницей. Узнаете?
В платье с «Подсолнухом» Климта «Странный город» Кабаковых посетила Коко Брандолини,итальянская аристократка,модница и светская львица. Должно быть,от этого в нем стало еще солнечнее.