войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников

В Одесском художественном музее 27 июля 2017 года открылась выставка произведений Айвазовского в честь 200-летия со дня рождения художника. Впервые за полвека публике демонстрируют полное собрание произведений художника из музейной коллекции, одно из самых крупных в Украине.
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В собрании Одесского художественного музея находится 26 картин и три графические работы Айвазовского. Для выставки к нескольким картинам, которые находятся в постоянной экспозиции, добавили сокровища из запасников. На вернисаже не произносили долгих речей, а призвали считывать с помощью смартфонов информацию в виде QR-кодов, размещенную рядом с картинами.
Иван Айвазовский. Лунная ночь на море. 1856
Иван Айвазовский. Лунная ночь на море. 1856
Сотрудники музея акцентировали внимание публики на проверенном провенансе работ собрания — скандальные истории о подделках работ художника, создавшего около 6 000 картин, не редкость. А вот истории картин мариниста из музейной коллекции специалисты прослеживают весьма тщательно. Первым делом вспоминают факты из биографии художника, жизнь которого на протяжении многих лет была связана с Одессой.

С Одессой связаны вехи личной жизни Айвазовско: о первой супруге художника Юлии Гревс, которая после развода стала жить в этом городе вместе с четырьмя дочерьми, мы поговорим чуть позже. Важно то, что у самого художника здесь имелись обширные творческие интересы.

В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
С 1846 по 1900 год в Одессе состоялось 14 выставок Айвазовского, в 1865 году он становится членом Общества изящных искусств, в 1871 году — Императорского одесского общества истории и древностей, в 1894 году — Товарищества южнорусских художников. Некоторые из выставок художника — благотворительные. Средства направляются, в частности, на нужды школы Одесского общества изящных искусств (там, кстати, учился и Кириак Костанди, талант которого заметил именно Айвазовский).

В Одессе картины мариниста охотно покупают поклонники искусства. Айвазовский также дарит свои работы упомянутым художественным обществам, городу, отдает для призов благотворительных лотерей. Названия картин фигурируют в каталогах выставок, в прессе (итоги лотерей с именами счастливых владельцев работ, сообщения о приобретении картин).
Иван Айвазовский. Зима. 1862
Иван Айвазовский. Зима. 1862
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
Самая ранняя работа Айвазовского в коллекции музея — «Морской вид с молящимся монахом. Морской вид с часовней на берегу» (1845) — написана под впечатлением от поездки в Италию. В издании, подготовленном ОХМ пять лет назад к 195-летию живописца, говорится: «В Венеции, на острове св. Лазаря, в армянском монастыре мхитаристов изучал богословие, историю и иностранные языки старший брат Ивана Константиновича, Габриэль. Возможно, под впечатлением от встречи с ним была написана эта картина».
Иван Айвазовский. Утро. 1851
Иван Айвазовский. Утро. 1851
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В 1899 году усилиями Одесского общества изящных искусств при личной поддержке одесского городского головы, мецената Григория Маразли был основан музей — тот самый, где сейчас проходит выставка Айвазовского. Для его коллекции городская дума передала работы художника «Утро» (1851 г.) и «Пушкин на берегу Черного моря» (1897 г.), а Одесское художественное училище — картину «Ночь на Черном море» (1886 г.).
О создании этой работы писали в газете «Одесские новости» 1 ноября 1886 года: «…знаменитый живописец
О создании этой работы писали в газете «Одесские новости» 1 ноября 1886 года: «…знаменитый живописец исполнил вчера показ ученикам здешней рисовальной школы приемы своего письма… Темою картины Иван Константинович выбрал свежевиденную при проезде из Крыма в Одессу лунную ночь на море… Картина была написана от 1 часу до 4-х пополудни».
«Пушкин бывал в Крыму, зарифмовал в его честь несколько строк, а 16 августа 1820 года заглянул даже в Феодосию — родной город Айвазовского…» — читайте материал Артхива Пушкин в творчестве Айвазовского: два гения в вопросах и ответах.
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
Одна из четырех работ из коллекции знаменитого одесского миллионера, мецената, коллекционера Александра Петровича Руссова (1847—1908) в собрании ОХМ — картина «Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал» (1880). Эту работу сам Айвазовский считал одной из лучших в своей пушкинской серии. Руссов — «одесский Третьяков», открыл в 1905 году в специально построенном здании галерею для показа своего собрания, состоящего из 850 полотен выдающихся мастеров. Были там и работы Айвазовского.
Рекомендуемые художники
После революции коллекции национализируются, причем не только крупные (такие, как коллекция Руссова, внушительная часть которой находится в собрании ОХМ), но и небольшие, однако примечательные. В архивах имеются документы и материалы тех времен, выдержки из которых приводят одесские исследователи в своих публикациях. «Хаис А.О. „Взморье“ — 50 тыс. руб. „Берег близ Неаполя“ — 35 тыс. руб. „Фрегат у моря“ — 30 тыс. руб. „Перед бурей“ — 25 тыс. руб. „Лунная ночь“. По состоянию на 1919 г. у Хаиса А.О. были реквизированы и оценены данные работы И.К. Айвазовского».

Специалисты Одесскогохудожественного музея говорят и о прохождении работ Айвазовского через так называемый «музейный фонд», созданный в 1920 и расформированный в 1938 году. Его функции заключались в распределении национализированных произведений искусства по культурным учреждениям и музеям.

  • Закат на море., 1851
  • Морской вид (Тучи над морем). 1865 (?)
Иван Айвазовский. Закат на море. 1851 (деталь, фото с выставки)
Иван Айвазовский. Закат на море. 1851 (деталь, фото с выставки)
Интересную историю, связанную с появлением в 1990 году в коллекции четырех работ художника, сообщают

Интересную историю, связанную с появлением в 1990 году в коллекции четырех работ художника, сообщают специалисты музея. Академик Валентин Петрович Глушко (Одесса, 1908 — Москва, 1989), создатель современного типа ракетных двигателей и жидкого топлива для них, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премии. На сумму последней в 100000 рублей он и приобрел четыре работы Айвазовского («После захода солнца» (1856), «Лунная ночь на море», «Лунная ночь на море» (1889), «Голубая марина», (1891, иллюстрация слева), а также картину И. Базэ «Перед грозой. Рим. 1800 г.» (ныне также в собрании ОХМ).

Глушко не был страстным коллекционером, однако покупал картины по мере возможности. Данные пять работ в 1971 году академик завещал одесскому музею, причем, отдыхая в Одессе в 1980-х годах, отнес копию завещания директору ОХМ. Когда Валентина Петровича Глушко не стало, его сын Александр охотно выполнил волю отца, несмотря на возможность оспорить завещание и наличие многочисленных нюансов в деле передачи картин музею. К тому же времена были бурные: инфляция, распад Советского Союза… Музей успел получить картины, все формальности были соблюдены.
Иван Айвазовский. Лунная ночь на море. 1856
Иван Айвазовский. Лунная ночь на море. 1856
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
Особый интерес посетителей нынешней выставки вызывали рисунки Айвазовского, выставленные в витринах, накрытых тканью. Хрупкие работы выставляются крайне редко. Среди них — карандашные наброски (в том числе эскиз к работе «Утро»), рисунок «Семейный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
(Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
с женой Юлией)».
«В браке с Юлией Гревс родились четыре девочки. Иван Константинович Айвазовский был несказанно счаст
«В браке с Юлией Гревс родились четыре девочки. Иван Константинович Айвазовский был несказанно счастлив и говорил, что лучшие его картины написаны по вдохновению, связанному с женитьбой. Увы, такое счастье не было бесконечным. Юлия мечтала блистать в Петербурге, а жизнь в Феодосии ее совершенно не устраивала. Семейный рай сменился скандалами, и через 11 лет она уехала в Одессу, откуда отправляла царю жалобы на мужа и препятствовала его общению с детьми. В 1877 году их брак был официально расторгнут» — вехи биографии Айвазовского, связанные с его первой женой, впрочем, толкуются не столь однозначно. Музам художника в Артхиве посвящен специальный материал: читайте главу Юлия Гревс: попробуем оправдать?
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
Сверху: работы Айвазовского, представленные в витринах.
Иван Айвазовский. Корабль. 1899
Иван Айвазовский. Корабль. 1899
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
В Одессе показывают все работы Айвазовского из музейных запасников
Вверху: Иван Айвазовский. «Купание овец» (в центре фото, 1878 г.), «Крымский пейзаж» (1865 г.), «Портрет неизвестного«(1850 г.).
Иван Айвазовский. Парусник. 1859
Иван Айвазовский. Парусник. 1859
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Выставка работ Ивана Айвазовского в Одесском художественном музее работает до 30 сентября 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

По материалам пресс-релиза, публикациям сотрудников Одесского художественного музея (статье Наталиии Полищук, Ларисы Колесниченко, иллюстрированному изданию к 195-летию художника). Фото с выставки: Ольга Потехина. Титульная иллюстрация: И.К. Айвазовский. «Закат на море», 1951 г.