В Одесском художественном музее 27 июля 2017 года открылась выставка произведений Айвазовского в честь 200-летия со дня рождения художника. Впервые за полвека публике демонстрируют полное собрание произведений художника из музейной коллекции, одно из самых крупных в Украине.
В собрании Одесского художественного музея находится 26 картин и три графические работы Айвазовского. Для выставки к нескольким картинам, которые находятся в постоянной экспозиции, добавили сокровища из запасников. На вернисаже не произносили долгих речей, а призвали считывать с помощью смартфонов информацию в виде QR-кодов, размещенную рядом с картинами.
Иван Айвазовский. Лунная ночь на море. 1856
Сотрудники музея акцентировали внимание публики на проверенном провенансе работ собрания — скандальные истории о подделках работ художника, создавшего около 6 000 картин, не редкость. А вот истории картин мариниста из музейной коллекции специалисты прослеживают весьма тщательно. Первым делом вспоминают факты из биографии художника, жизнь которого на протяжении многих лет была связана с Одессой.
С Одессой связаны вехи личной жизни Айвазовско: о первой супруге художника Юлии Гревс, которая после развода стала жить в этом городе вместе с четырьмя дочерьми, мы поговорим чуть позже. Важно то, что у самого художника здесь имелись обширные творческие интересы.
С Одессой связаны вехи личной жизни Айвазовско: о первой супруге художника Юлии Гревс, которая после развода стала жить в этом городе вместе с четырьмя дочерьми, мы поговорим чуть позже. Важно то, что у самого художника здесь имелись обширные творческие интересы.
С 1846 по 1900 год в Одессе состоялось 14 выставок Айвазовского, в 1865 году он становится членом Общества изящных искусств, в 1871 году — Императорского одесского общества истории и древностей, в 1894 году — Товарищества южнорусских художников. Некоторые из выставок художника — благотворительные. Средства направляются, в частности, на нужды школы Одесского общества изящных искусств (там, кстати, учился и Кириак Костанди, талант которого заметил именно Айвазовский).
В Одессе картины мариниста охотно покупают поклонники искусства. Айвазовский также дарит свои работы упомянутым художественным обществам, городу, отдает для призов благотворительных лотерей. Названия картин фигурируют в каталогах выставок, в прессе (итоги лотерей с именами счастливых владельцев работ, сообщения о приобретении картин).
В Одессе картины мариниста охотно покупают поклонники искусства. Айвазовский также дарит свои работы упомянутым художественным обществам, городу, отдает для призов благотворительных лотерей. Названия картин фигурируют в каталогах выставок, в прессе (итоги лотерей с именами счастливых владельцев работ, сообщения о приобретении картин).
Иван Айвазовский. Зима. 1862
Морской вид с часовней на берегу
1845, 58×88 см
Самая ранняя работа Айвазовского в коллекции музея — «Морской вид с молящимся монахом. Морской вид с часовней на берегу» (1845) — написана под впечатлением от поездки в Италию. В издании, подготовленном ОХМ пять лет назад к 195-летию живописца, говорится: «В Венеции, на острове св. Лазаря, в армянском монастыре мхитаристов изучал богословие, историю и иностранные языки старший брат Ивана Константиновича, Габриэль. Возможно, под впечатлением от встречи с ним была написана эта картина».
Иван Айвазовский. Утро. 1851
В 1899 году усилиями Одесского общества изящных искусств при личной поддержке одесского городского головы, мецената Григория Маразли был основан музей — тот самый, где сейчас проходит выставка Айвазовского. Для его коллекции городская дума передала работы художника «Утро» (1851 г.) и «Пушкин на берегу Черного моря» (1897 г.), а Одесское художественное училище — картину «Ночь на Черном море» (1886 г.).
О создании этой работы писали в газете «Одесские новости» 1 ноября 1886 года: «…знаменитый живописец исполнил вчера показ ученикам здешней рисовальной школы приемы своего письма… Темою картины Иван Константинович выбрал свежевиденную при проезде из Крыма в Одессу лунную ночь на море… Картина была написана от 1 часу до 4-х пополудни».
«Пушкин бывал в Крыму, зарифмовал в его честь несколько строк, а 16 августа 1820 года заглянул даже в Феодосию — родной город Айвазовского…» — читайте материал Артхива Пушкин в творчестве Айвазовского: два гения в вопросах и ответах.
Одна из четырех работ из коллекции знаменитого одесского миллионера, мецената, коллекционера Александра Петровича Руссова (1847—1908) в собрании ОХМ — картина «Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал» (1880). Эту работу сам Айвазовский считал одной из лучших в своей пушкинской серии. Руссов — «одесский Третьяков», открыл в 1905 году в специально построенном здании галерею для показа своего собрания, состоящего из 850 полотен выдающихся мастеров. Были там и работы Айвазовского.
А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал
1880, 198×156 см
После революции коллекции национализируются, причем не только крупные (такие, как коллекция Руссова, внушительная часть которой находится в собрании ОХМ), но и небольшие, однако примечательные. В архивах имеются документы и материалы тех времен, выдержки из которых приводят одесские исследователи в своих публикациях. «Хаис А.О. „Взморье“ — 50 тыс. руб. „Берег близ Неаполя“ — 35 тыс. руб. „Фрегат у моря“ — 30 тыс. руб. „Перед бурей“ — 25 тыс. руб. „Лунная ночь“. По состоянию на 1919 г. у Хаиса А.О. были реквизированы и оценены данные работы И.К. Айвазовского».
Специалисты Одесскогохудожественного музея говорят и о прохождении работ Айвазовского через так называемый «музейный фонд», созданный в 1920 и расформированный в 1938 году. Его функции заключались в распределении национализированных произведений искусства по культурным учреждениям и музеям.
Специалисты Одесскогохудожественного музея говорят и о прохождении работ Айвазовского через так называемый «музейный фонд», созданный в 1920 и расформированный в 1938 году. Его функции заключались в распределении национализированных произведений искусства по культурным учреждениям и музеям.
Иван Айвазовский. Закат на море. 1851 (деталь, фото с выставки)
Интересную историю, связанную с появлением в 1990 году в коллекции четырех работ художника, сообщают специалисты музея. Академик Валентин Петрович Глушко (Одесса, 1908 — Москва, 1989), создатель современного типа ракетных двигателей и жидкого топлива для них, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной и Ленинской премии. На сумму последней в 100000 рублей он и приобрел четыре работы Айвазовского («После захода солнца» (1856), «Лунная ночь на море», «Лунная ночь на море» (1889), «Голубая марина», (1891, иллюстрация слева), а также картину И. Базэ «Перед грозой. Рим. 1800 г.» (ныне также в собрании ОХМ).
Глушко не был страстным коллекционером, однако покупал картины по мере возможности. Данные пять работ в 1971 году академик завещал одесскому музею, причем, отдыхая в Одессе в 1980-х годах, отнес копию завещания директору ОХМ. Когда Валентина Петровича Глушко не стало, его сын Александр охотно выполнил волю отца, несмотря на возможность оспорить завещание и наличие многочисленных нюансов в деле передачи картин музею. К тому же времена были бурные: инфляция, распад Советского Союза… Музей успел получить картины, все формальности были соблюдены.
Иван Айвазовский. Лунная ночь на море. 1856
Особый интерес посетителей нынешней выставки вызывали рисунки Айвазовского, выставленные в витринах, накрытых тканью. Хрупкие работы выставляются крайне редко. Среди них — карандашные наброски (в том числе эскиз к работе «Утро»), рисунок «Семейный портрет
(Автопортрет
с женой Юлией)».
«В браке с Юлией Гревс родились четыре девочки. Иван Константинович Айвазовский был несказанно счастлив и говорил, что лучшие его картины написаны по вдохновению, связанному с женитьбой. Увы, такое счастье не было бесконечным. Юлия мечтала блистать в Петербурге, а жизнь в Феодосии ее совершенно не устраивала. Семейный рай сменился скандалами, и через 11 лет она уехала в Одессу, откуда отправляла царю жалобы на мужа и препятствовала его общению с детьми. В 1877 году их брак был официально расторгнут» — вехи биографии Айвазовского, связанные с его первой женой, впрочем, толкуются не столь однозначно. Музам художника в Артхиве посвящен специальный материал: читайте главу Юлия Гревс: попробуем оправдать?
Сверху: работы Айвазовского, представленные в витринах.
Иван Айвазовский. Корабль. 1899
Вверху: Иван Айвазовский. «Купание овец» (в центре фото, 1878 г.), «Крымский пейзаж» (1865 г.), «Портрет неизвестного«(1850 г.).
Иван Айвазовский. Парусник. 1859
Выставка работ Ивана Айвазовского в Одесском художественном музее работает до 30 сентября 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам пресс-релиза, публикациям сотрудников Одесского художественного музея (статье Наталиии Полищук, Ларисы Колесниченко, иллюстрированному изданию к 195-летию художника). Фото с выставки: Ольга Потехина. Титульная иллюстрация: И.К. Айвазовский. «Закат на море», 1951 г.
По материалам пресс-релиза, публикациям сотрудников Одесского художественного музея (статье Наталиии Полищук, Ларисы Колесниченко, иллюстрированному изданию к 195-летию художника). Фото с выставки: Ольга Потехина. Титульная иллюстрация: И.К. Айвазовский. «Закат на море», 1951 г.