Нынешней осенью галерея Тейт Британия разместит в своих залах более чем сто картин Моне, Тиссо, Писсарро и других французских художников, которые нашли прибежище в Англии во время франко-прусской войны 1870 — 1871 годов. Выставка «Импрессионисты в Лондоне. Французские художники в изгнании» покажет эстетическое влияние британской столицы на творчество живописцев с континента и представит мгновенно узнаваемые виды города.
Французы внимательно наблюдали за британскими традициями и общественной жизнью, которые заметно отличались от «культуры кафе», привычной им в Париже. Часто беженцы изображали то, что игнорировали их британские коллеги.
Французские художники и скульпторы приехали в Лондон в 1870-х годах по разным причинам. Одни хотели избежать призыва, вторые — по политическим мотивам, третьи, — включая Альфреда Сислея, — поскольку потеряли всё во время вооружённого конфликта. Тем не менее, почти все подчёркивали, что находятся в Лондоне в ссылке, говорит куратор выставки Кэролайн Корбо-Парсонс.
Кью Грин
1892, 46×55 см
«Изгнанников» привлекали атмосферные лондонские туманы, оставлявшие равнодушными их британских коллег. Ещё они были очарованы огромными парками английской столицы, где можно было встретить людей из разных социальных слоёв. Там, в отличие от общественных садов во Франции, разрешалось ходить по траве. Это хорошо демонстрируют картина Камиля Писсарро «Кью Грин» (1892) и пейзаж из Гайд-парка Клода Моне, который одолжит Музей искусств Род-Айленда. На них видно, что люди ходят везде, кроме тропинок.
Гайд-парк, Лондон
1871, 40.5×74 см
Помимо этого в экспозиции можно будет увидеть сразу шесть картин Моне, изображающих британский парламент (Вестминстерский дворец). Такое количество одновременно экспонируется в Европе впервые с 1973 года. Любопытно, что хотя в мире и насчитывается 19 таких видов, ни одного из них нет в британских публичных коллекциях. «И ситуация вряд ли изменится, учитывая их аукционную стоимость в 40 млн фунтов стерлингов», — замечает газета The Guardian.
Эти популярные полотна со зданиями, освещёнными заходящим солнцем или окутанными туманом, отправятся в Лондон из США, Франции и Германии.
Вестминстерский дворец, эффект солнечного света
1903, 81.3×92.1 см
Моне приехал в Лондон, чтобы избежать призыва в армию, и пробыл там семь месяцев с женой и маленьким ребёнком. У художника не было денег, он не говорил по-английски. Пока живописец находился в бегах, на родине скончался его отец. За всё время Моне создал лишь шесть работ (для сравнения: за три месяца в Голландии он написал 26 полотен).
Тем не менее, именно в Лондоне художник познакомился с Шарлем-Франсуа Добиньи, который ныне признан «отцом импрессионистов». Этот соотечественник стал наставником Моне и в той же английской столице представил его Полю Дюран-Рюэлю — будущему главному покупателю произведений импрессионистов. За свою жизнь арт-дилер приобрёл более 5000 их работ, чем спас многих от голода.
Тем не менее, именно в Лондоне художник познакомился с Шарлем-Франсуа Добиньи, который ныне признан «отцом импрессионистов». Этот соотечественник стал наставником Моне и в той же английской столице представил его Полю Дюран-Рюэлю — будущему главному покупателю произведений импрессионистов. За свою жизнь арт-дилер приобрёл более 5000 их работ, чем спас многих от голода.
Здание парламента на закате
1904, 81×92 см
Когда Моне возвращался в Лондон с 1899 по 1901 годы, то уже мог позволить себе проживать в отеле «Савой». Рабочий день он планировал так, чтобы утром писать виды мостов Чаринг-Кросс и Ватерлоо из своего номера, а вечером — парламент с крытой террасы через реку в госпитале Святого Томаса.
Десятки холстов живописец закончил уже в своём доме в Живерни, а в 1904 году выставил 37 видов Темзы в Париже. Это стало самым успешным и прибыльным его проектом на тот момент, хотя не многие полотна были куплены британцами.
Десятки холстов живописец закончил уже в своём доме в Живерни, а в 1904 году выставил 37 видов Темзы в Париже. Это стало самым успешным и прибыльным его проектом на тот момент, хотя не многие полотна были куплены британцами.
Мост Чаринг-кросс
1890, 60×90 см
Напомним, весной 2018 года Национальная галерея в Лондоне представит экспозицию «Моне и архитектура». Это станет первой в Британии ретроспективой французского импрессиониста за почти 20 лет.
Молси Уир, Хэмптон-Корт, утро
1874, 51.1×68.8 см
На выставке «Импрессионисты в Лондоне» впервые будут выставлены на публику две работы Джеймса Тиссо. Одна из них — «Парижская коммуна 1871 года» — акварель
, показывающая ужасы войны и краткое восстание радикально настроенных рабочих, захвативших город. Вторая сцена, «Казнь коммунаров французскими правительственными войсками в Булонском лесу, 1871», показывает мучительную смерть людей, которых сбрасывают со стен крепости, словно тряпичные куклы. Тиссо лично стал свидетелем этому.
Выставка «Импрессионисты в Лондоне. Французские художники в изгнании» откроется в галерее Тейт Британия 2 ноября 2017 года и продлится до 29 апреля 2018-го.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта галереи Тейт, а также газеты The Guardian и artdaily.com. Главная иллюстрация: Клод Моне, «Здание парламента в Лондоне» (1901), Институт искусств Чикаго