Когда автор «Бойни номер пять», культовый американский писатель-сатирик Курт Воннегут (Kurt Vonnegut), уставал от букв, он начинал… рисовать! Его дочь Нанетт (Nanett Vonnegut), ставшая известной художницей, несколько лет тому издала книгу рисунков с авторскими комментариями папы-Воннегута. Арт — таланты Воннегута не были нам особо известны, как и творчество его дочерей — Нанетт и Эдит. Примечательное семейство с выдуманной книжной «планеты Трафальмадор»! «Хиппарь» и фантастические дочки — заглянем-ка к мечтателям…
176 страниц «каракулей»
В книгу дочери о картинах отца вошли 145 картинок родом из 80-ых, чей автор неоднократно признавался: за возможность быть художником 24 часа в сутки готов лишиться одного или даже двух пальцев. Ведь, по словам Нанетт, только уединяясь с холстом, отец мог ненадолго забыть о войне…
Карикатурные острые профили, выточенные из нелепо переплетенных нитей-линий, кислотные цвета, характерные для хипповых 60-х, и причудливые формы — еще недавно эти рисунки попросту пылились в ящике письменного стола Нанетт Воннегут. Когда-то отец прислал ей их по почте. «Между нами существовало, своего рода, состязание, ведь в то время я только становилась на ноги как художница», — вспоминает Нанетт.Больше всего из «объектов» для рисования Воннегута интересовали лица. А его собственный автопортрет
, состоящий, казалось бы, из лабиринта, нарисованного одной ломаной линией, проявляет удивительную схожесть с обликом художника.
Рисунок увлекал фантаста куда более сочинительства прозы. Так, он сам простыми фломастерами иллюстрировал книгу «Завтрак для чемпионов», а в 90-ые совместно с художником Джо Петро III (Joe Petro III) создал серию графических работ. Несмотря на это, по словам детей, Курт Воннегут был крайне не уверен в своем таланте, посему демонстрировать публике свежие рисунки и картины не спешил. Ну, а мы видим, какие из художнинков-современников ему нравились — влияние… Пикассо? Миро?
Побег от войны
«Искусство — не способ зарабатывать на жизнь, — писал Курт Воннегут в своих мемуарах «Человек без родины». «…Но это очень человечный способ делать жизнь более сносной. Когда вы занимаетесь искусством — не важно, хорошо получается или плохо, — душа ваша растет».
По словам Нанетт, рисование стало для Воннегута своеобразной арт-терапией: так писатель врачевал глубокие душевные раны, нанесенные Второй мировой.Психолог Мишель Вик подтверждает: «Рисунок стал для него спасением от тирании слов. Один из автопортретов был создан к годовщине бомбардировки в Дрездене, свидетелем которой Воннегут оказался, будучи военнопленным. Эта работа напоминает «Бойню номер пять», которая погружает нас во тьму и одновременно заставляет смеяться».
«Это действительно еще одна глава одной очень долгой книги», — говорит госпожа Фейден (Feiden), куратор выставок Воннегута в галерее на Мэдисон-авеню, где он выставлялся при жизни. В свое время писатель признался ей, что мечтает посвятить себя визуальному искусству, однако вынужден зарабатывать на хлеб романами.Яблочко от яблони
Маленькие Марк, Нанетт и Эдит Воннегут росли среди книг с картинами Эля Хиршфельда (Al Hirschfeld) и Пауля Клее (Paul Klee). Как тут самому не начать рисовать? Эдит, казалось, родилась с карандашом в руке: все время использовала Нанетт для своих натурных портретов. Сегодня бывшая «модель» Нанетт Воннегут сама изображает реальные вещи в несколько нереальных декорациях, поэтому ее творчество не без осторожности, но можно отнести к сюрреализму.
Художница использует удивительно широкий спектр материалов и техник: принты, скульптуру, окрашенный и глазурованный фарфор, рисунок, эмаль на стеклянных плитках. Она показывает узнаваемых людей и обстоятельства, однако под совершенно иным углом. Ее визуальные рассказы — без точки: «додумать» увиденное может любой, главное — не искать логики.
Эдит: бытовая мечтательница.
Эдит Воннегут, пожалуй, наиболее известна из семьи. Ее фантазии «земные» и крутятся вокруг да около быта и вечных женских хлопот. Причем в жизни — не без странностей. Таковы картины! Или жизнь?Что касается изданной книги рисунков Курта Воннегута, Нанетт уверена: скромному и талантливому отцу было бы приятно ее полистать. В будущем художница планирует «прокатить» оригинальные рисунки по городам и весям.