Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Аукционный дом Christie’s выставит на продажу исключительную картину Яна Брейгеля Старшего, датированную 1616 годом. Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
«Танцующие фигуры на берегу реки» уникален не только тем,что содержит автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
художника и его семьи. Помимо этого буколическая сцена тонко отображает политические,религиозные и личные убеждения автора.
Прежде эта картина,написанная маслом на меди,входила в Баварскую королевскую коллекцию,а сейчас относится к числу лучших работ Яна Брейгеля Старшего,остающихся в частных руках.
Ян Брейгель Старший(1568 — 1625) был сыном Питера Брейгеля Старшего и членом выдающейся династии живописцев,работавших в Антверпене в XVI — XVII веках. За свою безукоризненную технику исполнения подробных ландшафтов и натюрмортов он получил от современников прозвище«Бархатный».
«Танцующие фигуры» относятся к тому периоду,когда Ян Брейгель служил художником при дворе эрцгерцога Альбрехта VII и его супруги Изабеллы — соправителей Испанских Нидерландов. Это было время политической стабильности,перемирия между протестантскими провинциями Северной Голландии и католическими территориями на юге страны под контролем испанцев.
Слева: Питер Пауль Рубенс,«Семья Яна Брейгеля Старшего»(1613). Галерея института искусства Курто,Лондон
«Танцующие фигуры» — последняя и,пожалуй,самая сложная картина в серии изображений прибрежных поселений,созданных Брейгелем в начале XVII века. На переднем плане правее центра художник поместил себя и свою семью. Личности можно узнать по портрету,который годом ранее написал друг и коллега Брейгеля — Питер Пауль Рубенс(ныне картина хранится в Институте искусств Курто). Существует всего три пейзажа с автопортретами живописца,и этот — единственный,остающийся в частной коллекции.
Интересно,что Брейгель изобразил себя не художником,а состоятельным джентльменом. Это демонстрация того,что живописцы той эпохи начали представлять себя интеллектуальными,мыслящими творцами,а не просто мастерами.
Тщательная передача растений и деревьев на этой относительно небольшой панели соотносится с учением католической церкви в Нидерландах периода Контрреформации. Оно гласило,что окружающий мир есть отражение Бога. Выписывая детали ландшафта с почти научной скрупулёзностью,художник как бы становится ближе к познанию Всевышнего и оценке всех элементов Творения.
Ещё один религиозный момент на картине — рыбак,торгующий уловом. Этот образ широко трактовался как отсылка к апостолам(Евангелие от Матфея,4:19), которых Христос назвал«ловцами человеков», призванных обращать людей к Церкви. Мёртвая рыба вокруг корзины на контрасте с живой в воде должна напоминать о мимолётности и хрупкости бытия,а также о важности нравственной жизни.
К другим моральным аспектам можно отнести танцующую женщину,которая вот-вот потеряет свой кошелёк(отсылка к поговорке«дурак скоро расстанется с деньгами»). Пьянство и сладострастие осуждались Церковью,и Брейгель,скорее всего,использует танцоров для обличения неумеренности.
Выше и левее можно рассмотреть бедняка,протягивающего шляпу всаднику,который — как и толпа рядом — глух к мольбам нищего. Возможно,художник хотел показать,что эти люди забыли о своём христианском долге,и напомнить о важности милостыни как одного из семи милосердных дел.
Брейгель написал множество речных пейзажей,прославляющих спокойную повседневную жизнь. И эта серия картин была популярна среди его покровителей ещё и как политическое послание. Во время Двенадцатилетнего перемирия,заключённого в 1609 году,в Южных Нидерландах начало возрождаться земледелие и сельская экономика. Вероятно,брейгелевские сцены деревенской гармонии убеждали его патронов в общественной стабильности на территориях,подконтрольных Испании.
Слева: Ян Брейгель Старший,фрагмент картины«Танцующие фигуры на берегу реки»(левый верхний угол)
Подобные мастерски выполненные маленькие работы высоко ценились среди коллекционеров того времени. Они предназначались для приватного,«кабинетного» изучения и вдумчивой расшифровки символов. Обычно их размещали в особых комнатах вместе с артефактами,научным инструментарием,антиквариатом,рукотворными и природными диковинками.
Предварительная оценка«Танцующих фигур на берегу реки» колеблется от 5,5 млн до 8 млн фунтов стерлингов(7,2 — 10,4 млн долларов). Распродажа произведений старых мастеров пройдёт в Лондоне 6 июля. Помимо картины Яна Брейгеля Бархатного Christie’s предложит один из вариантов«Ловушки для птиц» его старшего брата Питера Брейгеля(с гораздо более низким эстимейтом в 1,2 — 1,8 млн фунтов стерлингов или 1,6 — 2,3 млн долларов), а также произведения Франческо Гварди, Эль Греко, Джованни Доменико Тьеполо, Антониса Ван Дейка и портрет,приписанный Рембрандту.
P. S.Пейзаж
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
Яна Брейгеля Старшего«Танцующие фигуры на берегу реки» был снят с распродажи произведений старых мастеров 6 июля 2017 года. О причинах этого официальный сайт Christie’s умалчивает.