Регистрация

Почем Бакст в Лондоне. Подведены итоги четырех русских торгов

Мне нравится0       0  
Русские торги как часть «Недели русского искусства» провели в начале июня в Лондоне четыре главных аукционных дома: Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams. Все торги завершились, ответив на вопросы о спросе и тенденциях на рынке в этом сегменте. Из аукционных домов по сумме продаж лидирует Christie’s, а среди работ в цене Левитан, Юон, Айвазовский, Гончарова, Бакст, Стеллецкий, Григорьев, Сомов… Итак, что почем?
Несмотря на то, что мировой кризис уверенно корректирует цены на предметы коллекционирования, все же аукционисты в целом довольны прошедшими торгами. Открыл неделю русских торгов аукционный дом Christie’s: 5 июня было продано 77% лотов на общую сумму £5 050 750. На следующий день эстафету принял Sotheby’s; один только раздел живописи и графики принес этому аукционному дому £9,9 млн. Завершилась неделя торгов аукционами MacDougall’s (выручка от живописной части ок. £4,5 млн) и Bonhams, которые прошли 7 июня 2017 года.
Лев Бакст. Эскиз костюма Креонта к спектаклю «Антигона» (Ок. 1904)

Christie's

Среди живописных работ самую высокую цену дали за эскиз костюма Креонта, созданного Львом Бакстом — £377 тыс.

Интересен провенанс этого лота: эскиз Бакста прежде входил в коллекцию Ричарда Дж. Шварца (1939−2016) — бывшего владельца модной классической марки женского платья Jonathan Logan. В 1985 году семья Шварц продала компанию, а Ричард Шварц более 10 лет возглавлял Государственный совет штата Нью-Йорк по искусству.
Константин Сомов. «Летнее утро». 1932
За рекордную сумму в £281 тыс. обрела нового владельца акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
Константина Сомова «Летнее утро»
«Портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше мальчика» кисти Бориса Григорьева также значительно превысил предварительные оценки знатоков и был продан за £257 тыс. По словам Сары Мэнсфилд и Хелен Калвер-Смит, которые представляют дирекцию департамента русского искусства Christie’s, «потрясающая статистика доказывает, что интерес к русскому искусству набирает обороты. Как и прежде, большинство покупателей (70%) были русскоговорящими, но 30% лотов было приобретено иностранными клиентами».
Борис Григорьев. «Портрет мальчика». 1930-е гг. Фото: Christie’s

Sotheby's: самые дорогие

Sotheby’s 6 июня представил на торги замечательные живописные полотна. Покупатели сражались за картины Ивана Айвазовского, Петра Верещагина, Ильи Репина, Исаака Левитана, Константина Юона, Аристарха Лентулова. Две самые дорогие картины прошедших торгов принадлежат кисти Исаака Левитана, каждая из которых была продана за £909 тыс. Еще один рекорд торгов Sotheby’s — портрет×Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». читать дальше сына Ильи Репина, Юрия, выполненный отцом портретируемого. Полотно, написанное в 1894 году во время путешествия отца и сына по Европе, ушло с молотка за £765 тыс.
Исаак Левитан. «Лето». 1891. Фото: Sotheby’s
Работа Константина Юона «Ночь в Кремле накануне коронования царя Михаила Федоровича» (1914) была продана за £728 тыс.
Любопытно, что 9 лет назад эта картина уже выставлялась на Sotheby’s и была тогда продана за £960 тыс. Можете сами оценить разницу и уровень снижения цен. Определенно, сейчас самое время покупать — считают аукционисты. И работы Ивана Айвазовского, прежде стоящие миллионы, нынче подешевели, но по-прежнему любимы публикой. Практически все марины нашли новых хозяев и продавались выше эстимейта; потолок цены — £320 тыс.
Иван Айваовский. «Берег в лунном свете». 1864. Фото: Sotheby’s
Как отмечала до начала русской недели в Лондоне Генеральный директор «Сотбис. Россия и СНГ» Ирина Степанова, «в силу экономических и политических причин поток предметов искусства из России на торги резко сократился. Но мы находим вещи во Франции, Америке, Англии и предлагаем их по новым ценам. Мы опять стали поставщиками произведений для дилеров: наши цены для них привлекательны. Хотя отчасти рынок все еще живет в иллюзии больших цен. Конечно, мы далеки от цифр 2007−2008 годов, но тренд позитивный. Речи о закрытии торгов не идет, напротив, мы увеличиваем количество лотов. Но пока не планируем вечерних торгов» — отметила Степанова. О том, как проходили зимние торги Sotheby’s и за сколько купили работу Александра Родченко «Композиция № 95» — читайте в нашем материале.
Константин Юон. «Ночь в Кремле накануне коронования царя Михаила Федоровича». 1914. Фото: Sotheby’s

MacDougall's

Весьма неплохо прошли торги аукционного дома MacDougall’s. Коллекционерам предложили работы Ивана Шишкина, Константина Коровина, Святослава Рериха, Натальи Гончаровой и других русских мастеров живописи. Одна из ранних картин французского периода Константина Коровина «Набережная адмирала Курбе в Вильфранш-сюр-Мер» была продана за почти £630 тыс. Жаркие торги разгорелись вокруг другого полотна этого мастера — «Замёрзший пруд», — которое ушло с молотка за £202,5 тыс.
Константин Коровин. «Набережная адмирала Курбе в Вильфранш-сюр-Мер». Продана за почти £630 тыс. Фото: MacDougall’s

Традиционно высоко оценили творчество Натальи Гончаровой — ее натюрморт с магнолиями продан за £246,1 тыс. Главная «филоновская» работа Владимира Луппиана «Революция как этап эволюции» (1924−1961) была приобретена затакую же точно сумму. Вдвое превысила эстимейт картина Андрея Мыльникова «Тишина» — ее купили за £162 тыс. «Домик в лесу» Ивана Шишкина ушел с молотка за £75 тыс.
Владимир Луппиан. «Революция как этап эволюции». Фото: MacDougall’s

Андрей Мыльников. «Тишина». Продана за £162 тыс. Фото: MacDougall’s

Bonhams

«Охота на лиса» Дмитрия Стеллецкого (1875−1947) стала изюминкой русских торгов аукционного дома Bonhams. Произведение — прекрасный пример влияния модерна и символики на творчество белорусского мастера живописи и иконописи — оценили в £100−120 тыс, а продали — за £257 тыс.
Дарья Черненко, глава российского искусства Bonhams, по этому поводу отметила, что «картины Дмитрия Стеллецкого … внесли значительный вклад в понимание современного русского искусства в те времена, когда на Западе о нем было очень мало известно».
Дмитрий Стеллецкий. «Охота на лиса». (1912). Фото: Bonhams




«Прачку» (1909) Константина Маковского приобрели за £43,750. Фото: Bonhams

Масштабная работа Павла Сведомского (1848−1904 гг.) «Поцелуй», впервые представленная публике в 1902 г. на Х выставке Санкт-Петербургского общества художников, продана всего лишь за £40,625 (эстимейт £50 — £70 тыс.) Любопытно, что эта картина уже выставлялась на Bonhams осенью 2015 года, и тогда за нее просили £80 — £120 тыс. Это еще раз свидетельствует о выгодных временах для долгосрочных капиталовложений.
Павел Сведомский. «Поцелуй». Частная коллекция, Мексика. Фото: Bonhams

Следуя собственным традициям, Bonhams представил ряд замечательных антикварных лотов. Среди них — редкий сервиз «тет-а-тет» Императорского фарфорового завода, созданный во времена правления Александра II, который был продан за £112,500.

Фото: Bonhams

Два раза в году в британской столице проходит неделя русского искусства: первая приходится на начало лета, вторая — на конец осени. Помимо выставок, концертов и общественных мероприятий, главным событием становятся русские торги, которые проходят в четырех главных аукционных домах: Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s и Bonhams. «Неделю русского искусства» придумала Теодора Кларк, основательница сайта Russian Art and Culture. Первая Неделя прошла в Лондоне в 2012 году, собрав воедино все, что связано с российской живописью и произведениями декоративно-прикладного искусства. Новая хозяйка Russian Art and Culture, Наташа Баттервик, прилагает все усилия с тем, чтобы сделать этот культурный проект еще более масштабным и значимым. По крайней мере, по результатам нынешних аукционов можно судить о том, что для русского искусства наступил если не рассвет, то замедление падения продаж — определенно.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Подготовлено по материалам аукционных домов Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s, Bonhams, а также theartnewspaper.ru.
Комментировать Комментарии  1
HELP