Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Этим летом Институт искусств Чикаго представит крупную выставку«Гоген: художник-алхимик». Собрание из 240 работ расскажет о французском постимпрессионисте не только как о выдающемся живописце,но и как о скульпторе,керамисте,гравёре и декораторе. Экспонаты для показа прислали ведущие мировые музеи,а исследования,проведённые при подготовке к экспозиции,привели к неожиданным открытиям.
«Название „Гоген-алхимик“ отражает его умение поставить материалы,которые ассоциируются с ремеслом,на службу современному искусству,а также переходить от одного материала к другому,чтобы сделать что-то совершенно новое и современное», — подчёркивает старший куратор Института искусств Глория Грум.
Творчество Поля Гогена(1848 — 1903), который известен,прежде всего,изображениями женщин в идиллических таитянских пейзажах,охватывало весь земной шар. Проведя раннее детство в Перу,он вернулся с матерью во Францию,17-летним юношей поступил в ученики к лоцману на торговое судно и следующие шесть лет путешествовал по миру. После возвращения на родину начал коллекционировать картины и понемногу писать сам,в 1870-х завёл дружбу с Камилем Писсарро. Однако неуживчивый — агрессивный и высокомерный — характер не давал художнику поддерживать длительные отношения с кем бы то ни было.
Слева: Поль Гоген в 1891 году. Фото: akg-images
«Этот человек сам себя назначил гением и повернул дело так,что нам,его друзьям,приходится ему подпевать. Поль вынудил меня помочь ему с выставкой,заставил вас написать о ней статью… И за каким чёртом он таскается в Панаму,на Мартинику и Таити? Настоящий художник найдёт натуру и в Париже — дело не в экзотической мишуре,а в том,что у тебя в душе», — однажды сказал Писсарро журналисту Шарлю Морису.
Периодические«набеги» Гогена на прикладное искусство были так же непредсказуемы,как и метания по миру. В Институте искусств Чикаго,помимо картин,будут представлены скульптуры,резьба по дереву и мебельный декор. Выставка станет крупнейшей на сегодняшний день публичной презентацией керамических работ художника: 26 из 60 известных нам изделий его авторства.
Среди них — «Автопортрет в виде кувшина», который был создан в 1889 году после двух травматических событий. Первым была ссора с Ван Гогом,когда голландец отрезал себе часть уха,вторым — обезглавливание печально известного убийцы Прадо,чью казнь Гоген наблюдал несколько дней спустя.
Гоген изобразил себя с закрытыми глазами и разорванным ухом. Глазурь,словно кровь,стекает с лица и застывает на шее. Голова напоминает посмертную маску,а форма указывает на то,что она была отделена от тела гильотиной,как в случае с Прадо. Многие искусствоведы отмечают,что ни одна фотография не передаёт то воздействие,которое производит сосуд в реальности.
«Этот мрачный образ,созданный при очень высоком градусе,как буквально,так и образно,сплавляет жизнь,миф и историю в незабываемый символ опустошённого человека», — написал критик Лорел Гаске в 1989 году.
Слева: Поль Гоген,«Кувшин в форме головы,автопортрет»(1889). Датский музей искусств и дизайна,Копенгаген
«Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
в виде кувшина» прислал в США Музей искусств и дизайна в Копенгагене. Другие экспонаты прибыли из Музея Орсе в Париже,Метрополитен-музея в Нью-Йорке,Национальной галереи в Вашингтоне,галереи Тейт,Национальной галереи Шотландии,Новой глиптотеки Карлберга в Копенгагене,других учреждений и частных коллекций.
Посетители выставки«Гоген: художник-алхимик» познакомятся и с неожиданными открытиями,которые сделали реставраторы Института искусств при подготовке к показу. Оказалось,что многие эскизы из альбомов Гогена,которые сейчас кажутся выполненными коричневыми чернилами,первоначально были сделаны фиолетовыми,но изменили цвет со временем. Искусствоведы считают,что-то же произошло и с красками на многих холстах.
«Рассмотрев,например,частицы жёлтой краски на рентгене,учёные обнаружили флуоресценцию. Теперь мы думаем,где могли бы поправить цвета,но это будет сделано с величайшей осторожностью», — сказала Глория Грум.
Поль Гоген, "Предки Теаманы" (1893). Институт искусств Чикаго
Поль Гоген, "Таитянская Ева" (1892). Музей Гренобля, Сен-Мартен-д'Эр
Однако никто не ограничивал фантазию кураторов в том,чтобы популяризировать выставку за пределами галереи. В частности,чикагская компания Burnt City Brewing выпустит ограниченную партию эля«Золотой алхимический», который во время экспозиции будет продаваться в музейных кафе и других заведениях города. А в магазине при галерее можно будет купить шарф,саронг или помаду,специально разработанные американским дизайнером Анной Сюи по мотивам произведений французского художника. Организаторы вернисажа считают,что таким образом смогут«оживить изобретательный и экспериментальный дух Гогена».
В 2016 году для привлечения публике к выставке,посвящённой Винсенту Ван Гогу,сотрудники Института искусств воссоздали знаменитую спалью в Арле,где могли пожить все желающие.
Выставка«Гоген: художник-алхимик» в Институте искусств Чикаго откроется 25 июня и будет работать до 10 сентября. Затем экспонаты переместятся в парижский Большой дворец.
По материалам официального сайта Института искусств Чикаго,classicchicagomagazine.com и ряда других источников. Главная иллюстрация: Поль Гоген,«День бога»(1894), Институт искусств Чикаго