Одна из самых влиятельных и престижных в мире выставок современного искусства Документа-14 (Dokumenta) открыла свою вторую международную площадку в немецком Касселе. Среди наиболее впечатляющих экспонатов — гигантский «Книжный Парфенон», на создание которого у аргентинской художницы и скульптора Марты Минухин (Marta Minujín) ушло около 100 тысяч томов книг.
Среди изданий, использованных для художественного «строительства» — книги, которые были в разное время запрещены в тех или иных странах: «Доктор Живаго» Пастернака, «Дон Кихот» Сервантеса, «На Западном фронте без перемен» Ремарка, «Перевоплощение» Кафки. Материал для своеобразной художественной постройки Марте присылали издательства и писатели со всего мира. А тема выставки, которая даст мощный толчок современному искусству на ближайшие пять лет — «Учимся у Афин». Свои работы представят авторы из 160 стран мира.
Монтаж «Книжного Парфенона» Марты Минухин.
Фото: Mathias Volzke. Источник фото: documenta14. de
Фото: Mathias Volzke. Источник фото: documenta14. de
Первый «Парфенон» бы создан Мартой Минухин 34 года назад в Буэнос-Айресе. Тогда художница посвятила свой проект падению военной диктатуры в свей родной стране. «Кирпичиками» для проекта стали книги, запрещенные хунтой. Ни одна книга не пропала — после окончания экспозиции сооружение уложили на землю с помощью строительной техники, и посетители смогли взять книги себе.
Источник фото: documenta14.de. Фото из архива Марты Минухин (Marta Minujín).
С любовью к книгам: каждый «строительный» элемент «Книжного Парфенона» заботливо упакован для защиты от дождя.
Фото: Maxie Fisher. Источник фото: documenta14. de
Фото: Maxie Fisher. Источник фото: documenta14. de
Повторить проект «Книжного Парфенона» в рамках 14-й Документы художнице предложил польский куратор выставки Адам Шимчик, сооснователь варшавской галереи «Фоксал». Значительное место на «Документе» отводится дискуссии о миграции и границах, в том числе персональным историям мигрантов и беженцев, рассказанным от первого лица.
Фото: dpa. Источник фото: noz. de
Фото: dpa. Источник фото: noz. de
Первая «Документа», прошедшая в Касселе в 1955 году, должна была восстановить традицию выставок современного авангарда в Германии, которую в 1937 году прервали нацисты, устроившие «Выставку дегенеративного искусства». Основателем и первым куратором Документы стал художник Арнольд Боде.
Если днем «Книжный Парфенон» поражает своей монументальностью, то ночью, благодаря подсветке, его колонны и стены светятся волшебными огнями, подсвеченные специальными источниками света. Арт-объект будет сиять каждую ночь на всем протяжении работы Документы.
В Афинах Documenta продлится до 16 июля, а в Касселе — откроется 10 июня и будет работать до 17 сентября 2017 года.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Подготовлено по материалам пресс-релиза сайта организаторов выставки documenta14. de, также по материалам из открытых источников