Предварительный набросок трёх обнажённых женских фигур, созданный Пармиджанино — итальянским мастером эпохи Возрождения, — выставит на продажу аукционный дом Bonhams в Лондоне. Эскиз недавно был найден в альбоме рисунков, собранных в XIX веке.
Предварительная оценка наброска мелом, сделанного в первой трети XVI века, составляет от 15 тыс. до 20 тыс. фунтов стерлингов.
Три эскиза обнажённых женских фигур
1530-е
, 6.5×10.3 см
Пармиджанино сделал этот набросок для изображения «Дев мудрых и неразумных» на своде храма Санта-Мария-делла-Стекката в своём родном городе — Парме. Художник стремился создать иллюзию, что фигуры находятся в естественном освещении со стороны входа в церковь. Три неразумные девы оказываются под солнечными лучами слева, а три мудрые девы — справа.
В 1531 году Пармиджанино было поручено за 12 месяцев расписать фрагмент интерьера Санта-Мария-делла-Стекката за 400 скуди. Однако он работал настолько медленно, что в 1535 году заказчики потребовали вернуть свои деньги. После вмешательства двух покровителей художнику дважды давали отсрочку (каждый раз — на два года), но и к 1539 году работа не была закончена. Тогда церковные власти потеряли терпение и ненадолго отправили Пармиджанино в тюрьму за нарушение контракта. Выйдя из заключения, живописец бежал в соседний город Казальмаджоре, не подозревая, что работу над фресками передали Джулио Романо. Годом позже Пармиджанино умер в возрасте 37 лет.
Несмотря на свою короткую карьеру, Пармиджанино считается одним из самых оригинальных художников итальянского Возрождения. В 16-летнем возрасте он уже закончил роспись своего первого алтаря (ныне он находится в Берлине), а к 20 годам сделал себе имя при папском дворе в Риме, благодаря таким необычным работам, как «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524). Он был необычайно универсален, создавал картины, фрески, сделал большое количество эскизов (некоторые из них были переведены в гравюры), а к концу жизни — гравюры на основе собственных рисунков.
Слева: Франческо Маццола по прозвищу Пармиджанино, «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524). Музей истории искусств, Вена
Описывая в журнале Bonhams Magazine набросок трёх обнажённых женщин, Давид Эксерджян, эксперт по Пармиджанино, отметил: «Его штрихи как красным мелом, так и белилами являются поистине уникальными, они волшебным образом сочетают в себе абсолютную уверенность и мечтательную нежность».
«Крещение Христа» Пармиджанино написал в 1519 году в возрасте 16 лет. Ныне работа находится в Берлинской картинной галерее
Происхождение работы можно уверенно проследить до конца XVIII века. Изначально эскиз, видимо, находился в коллекции одного из гарантов Пармиджанино, Франческо Байардо (1486 — 1561), который мог получить набросок в качестве компенсации за своё поручительство. Он владел множеством произведений живописца — не менее чем 22-мя картинами и 495-ю рисунками. В 1940-х годах набросок приобрела семья нынешнего владельца вместе с альбомом рисунков, собранных в 19 веке, и лишь недавно обнаружила среди них это сокровище.
Набросок Пармиджанино будет выставлен на распродаже произведений старых мастеров 5 июля.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официального сайта Bonhams и artdaily.com. Главная иллюстрация: внутренний свод церкви Санта-Мария-делла-Стекката в Парме с «Тремя девами мудрыми» и «Тремя девами неразумными»; фото: Wikimedia