войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Управление клиентами и продажами через CRM
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Мистерия-буфф Аристарха Лентулова в музее Бахрушина

20 июня 2017 года в Главном здании Театрального музея им. А.А. Бахрушина открывается выставка работ одного из самых ярких художников авангарда, участника объединения «Бубновый валет» Аристарха Лентулова. Экспозиция «Мистерия-Буфф Аристарха Лентулова» впервые за 30 лет объединит 250 графических, живописных и театральных работ художника, собранных из 19 музеев России, а также частных коллекций, в том числе — коллекции правнука художника, Фёдора Лентулова.
Мистерия-буфф Аристарха Лентулова в музее Бахрушина
В рамках выставки будут показаны около 70 эскизов костюмов и декораций, а также знаменитый макет к постановке «Демона» (1919), за который Лентулов был удостоен гран-при на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году. Некоторые работы будут представлены широкой публике впервые. Важным дополнением экспозиции станут театральные афиши, программки и документальные фотографии спектаклей, над которыми работал Аристарх Лентулов, из собрания музея и семьи художника.
Аристарха Лентулова можно назвать одним из главных экспериментаторов русского авангарда. Его недаром прозвали «художником солнца». Солнечный свет и звук — вот два главных отличительных качества его картин («Звон» — так назівается один из самых знаменитых архитектурных пейзажей Аристарха Лентулова). Американский эксперт по русской живописи, искусствовед Джон Боулт уверен, что Лентулов для российской живописи — фигура того же масштаба, что Матисс — для живописи мировой.
Аристарх Лентулов. «Московские художники» (эскиз). 1927. Холст, масло. Пензенская картинная галерея
Аристарх Лентулов. «Московские художники» (эскиз). 1927. Холст, масло. Пензенская картинная галерея

В 1927 году Лентулов задумал написать большой групповой портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
членов созданной им Организации московских художников (ОМХ). Был выполнен хорошо проработанный эскиз, где изображены сидящие за праздничным столом лентуловской квартиры корифеи советского искусства: И. Грабарь, С. Герасимов, А. Осмеркин, А. Куприн и другие. Сам автор, председатель ОMX, подняв рюмку зеленого стекла, провозглашает здравицу.

  • Эскизы сценических костюмов, созданные Аристархом Лентуловым в разные годы.
Выставка, подготовленная к 135-летию со дня рождения Аристарха Лентулова, который отметили 26 марта, предлагает взглянуть на творчество художника через призму театральности. Сочетание станковых произведений — живописных и графических — с театральными работами становится одним из принципов построения экспозиции и позволяет проследить взаимосвязь этих видов искусств, столь характерную для отечественного художественного процесса первой трети ХХ века в целом.
Аристарх Лентулов. Эскиз декорации. 1935.
Аристарх Лентулов. Эскиз декорации. 1935.
Театральность была свойственна творчеству Лентулова и до прихода в театр в 1914 году: она в артистической лёгкости «примеривания» на себя различных стилей изобразительного искусства начала XX века от импрессионизма до футуризма, в повышенной декоративности и яркости его палитры, в использовании коллажа и световых эффектов, восходящих к театральной практике. Он добивался выдающейся экспрессии и выразительности, смело сочетая новейшей язык искусства и мотивы традиционной русской архитектуры церквей и монастырей.
«Код театральности» заложен и в названии выставки. Пьеса Владимира Маяковского, впервые поставленная

«Код театральности» заложен и в названии выставки. Пьеса Владимира Маяковского, впервые поставленная в 1918 году, определила и закрепила образную и интонационную составляющую новаторского искусства. И пусть Аристарх Лентулов не был художником этого спектакля, но жанр «мистерии-буфф» отражает его художественное кредо. Ведь недаром Маяковский говорил, что Лентулов в живописи делает то, что он сам делает в литературе. Сам же Лентулов в одной из своих статей писал: «Надо сказать, что все мои постановки есть выражение и подчас прямое перенесение моих живописных принципов на сцену».

Аристарх Лентулов. Эскиз декорации к «Мистерии-Буфф» Владимира Маяковского.

Биография Аристарха Лентулова и галерея его работ — в Артхиве
Аристарх Лентулов. Портрет актрисы Ольги Владимировны Гзовской (1883 — 1962). 1918. Холст, масло.
Пе
Аристарх Лентулов. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
актрисы Ольги Владимировны Гзовской (1883 — 1962). 1918. Холст, масло.
Пензенская картинная галерея
Выставка позволит увидеть вместе целый ряд знаковых для пути художника работ, проследить развитие его творческого языка. Например, жена художника Мария Лентулова предстаёт на портретах всякий раз в новом облике и в «маске» нового художественного стиля. Период 1920-х-1930-х годов будет представлен портретами, пейзажами и сюжетами на индустриальную тему, отражающими постоянный интерес Лентулова к событиям современности и также отвечающими законам сценического действа.
«Лентулов — прекрасный красочный художник. Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант, его бодрое отношение к делу. Картины его поют и веселят душу».
Александр Бенуа, статья к выставке «Венок» (1909)
Эскиз Аристарха Лентулова к «Сказкам Гофмана» Жака Оффенбаха (1918), режиссер-постановщик — Фёдор Ко
Эскиз Аристарха Лентулова к «Сказкам Гофмана» Жака Оффенбаха (1918), режиссер-постановщик — Фёдор Комиссаржевский.

«Лентулов создал незабываемые декорации. Не было дорогостоящих тканей, парчи и прочего богатства. Обыкновенная бязь, из которой шились костюмы, была расписана художником… Спектакль этот входит в число тех немногих сценических явлений, виденных за мою жизнь, за которые можно беззаветно любить театр, тот театр, в котором впечатление и эстетическое наслаждение получаешь в целом, как от симфонической музыки» — так вспоминает о постановке «Сказок Гофмана» актер и режиссер Игорь Ильинский.
Аристарх Лентулов. Портрет К.П.Рукиной














Аристарх Лентулов. Портрет К.П.Рукиной

Выставка «Мистерия-Буфф Аристарха Лентулова»
в Театральном музее им. А.А.Бахрушина
будет работать с 20 июня по 27 августа 2017 года
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Титульная иллюстрация: Аристарх Лентулов. «У моря» (экскиз). Подготовлено по материалам Театрального музея им. А.А.Бахрушина, agniart.ru, penza-online.ru, mkrf.ru.