войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам

Жюри 57-й Венецианской биеннале присудило «Золотого льва» за лучший национальный павильон немке Анне Имгоф. Она представила 5-часовой перформанс «Фауст». Он занял всё пространство, через которое зрители ходили по стеклянным платформам, поднятым над мраморным полом на стальных опорах. Представляем репортаж об этом событии и обзор еще нескольких впечатляющих павильонов в Венеции.
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Немец признан и лучшим художником Венецианской биеннале. Таким образом, Германия впервые в истории получила сразу два главных приза престижного форума.

Германия. Анне Имгоф, «Фауст»

Двери павильона Германии, построенного при нацистах, заблокированы. С крыши появляются одетые в чёрное, бесстрастные и безэмоциональные исполнители. Даже персонал — ребята в чёрных спортивных костюмах и красных кепках Nike — часть перформанса. Это новейший фрагмент разрастающегося спектакля Анны Имгоф о динамике силы, сексуальной политике и чувстве отчуждения, которое доминирует в нашем одержимом техникой современном обществе.
Фрагмент перформанса «Фауст» в национальном павильоне Германии. Фото: Imago
Фрагмент перформанса «Фауст» в национальном павильоне Германии. Фото: Imago
Внутри павильона группа исполнителей перемещается по трём комнатам, которые напоминают стерильные-белые пространства фильма «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. Жесты людей ритуальны и зачастую намекают на доминирование и насилие. Например, один исполнитель медленно вжимает другого в стеклянный пол. Но при этом все движения эмоционально пусты и сдержаны — словно весь азарт высасывает этот холодный, чуждый мир из стекла и металла.

Серия перформансов «Фауст» будет проводиться на протяжении всей работы павильона на выставке — во время бездействия актеров это просто пустые застекленные пространства.
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Ещё один немец — 77-летний Франц Эрхард Вальтер — получил «Золотого льва» как лучший художник. Он выставил в Арсенале три яркие инсталляции из текстиля под названием «Wallformation». Двумя из них зрители могут манипулировать по собственному усмотрению.
На фото — демонстрация автором своей работы «Wallformation» («Конструкция для стен») в Базеле (2015
На фото — демонстрация автором своей работы «Wallformation» («Конструкция для стен») в Базеле (2015 г.)
Ниже — обзор ещё нескольких национальных павильонов, представленных на 57-й Венецианской биеннале

Великобритания. Филлида Барлоу, «Причуды»

Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Праправнучка по отцовской линии Чарльза Дарвина представляет современное искусство Англии на биеннале в Венеции. Фантастические скульптуры Филлиды Барлоу уходят высоко под потолок британского павильона. Группа из пяти серых колонн, увенчанных наклонными прямоугольными блоками, нависает над зрителями в центральной галерее. Они задают общий тон инсталляции, в которой художница исследует шаткие отношения между архитектурным и театральным, реальным и мнимым. Огромные формы из дерева, ткани, пены, сетки и штукатурки напоминают гигантские игрушки и архитектурные декорации для сложных сцен. Филлиде Барлоу (Phyllida Barlow) 72 года, она известный и титулованный скульптор, причем прославилась она, когда ей было за 60.

США. Марк Брэнфорд, «Завтра другой день»

Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Марк Брэнфорд захватил неоклассическое здание, где с 1930 года располагается американский павильон, и превратил его в руину. Сверкающие белизной стены центральной ротонды покрыты пятнами серого цвета, напоминающими синяки. В другой галерее потолок словно прогнулся и покрыт шрамами. На данный момент Spoiled Foot (2016) — это одна из самых амбициозных и захватывающих работ художника из Лос-Анджелеса. Посетители могут прикоснуться к грубой красно-чёрной поверхности, которая покрыта выемками, похожими на раны. Эта инсталляция посвящена дискриминации и насилию над чёрными, геями и членами других меньшинств.
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам

Корея. Коди Чой и Ван Ли, «Противовес: камень и гора»

Новая работа арт-звезды 1990-х Коди Чой скрывает фасад павильона мэшапом из неоновых скульптур. Они выглядят так, будто их взяли из казино в Лас-Вегасе и Макао, а затем смешали. Темой этой «Венецианской рапсодии» (2017) стала показная и кричаще яркая натура глобального капитализма. Инсталляция рассматривает корейскую культуру и политику через личные размышления людей из разных поколений.
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Ван Ли исследует собственные отношения с глобализмом и то, как традиции и экономические системы трансформируются в его русле. Одна серия видеосюжетов «Сделано в» (с 2013 года по сей день) рассказывает о поездке Ли по нескольким азиатским странам, где получают составляющие для приготовления типичного корейского завтрака (древесина для палочек для еды в Китае, пальмовое масло в Малайзии, кофе во Вьетнаме и так далее).

Франция. Ксавье Вейан, «Студия Венеция»

Слово «студия» как в русском, так и в английском и итальянском языках означает пространство, в котором работают и художники, и музыканты. Эта синхроничность послужила вдохновением для инсталляции Ксавье Вейана, которая одновременно является работающей студией звукозаписи.
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Во время выставки в потрясающем звукоизолированном помещении, где есть как настоящие, так и скульптурные инструменты, будут играть и записываться около 60 музыкантов. Вейан не намерен представить безукоризненный перформанс, готовый продукт или, как большинство павильонов, главное произведение одного художника. Вместо этого он хочет, чтобы «Студия» стала активным местом для творчества и совместной работы. Ксавье Вейан не только придумал Merzbau Musical — проект, который позаимствовал свое название у инсталляции немецкого дадаиста Курта Швиттерса, а еще и изобрел и создал несколько музыкальных инструментов. Проект после Венеции покажут в Буэнос-Айресе и Лиссабоне.

Италия. Джорджио Андреотта Кало, Роберто Куохи, Аделита Хусни-Бей, «Мир магии»

Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Магия, ритуал и воображение — это нити, которые проходят через эту инсталляцию, организованную тремя художниками. Название и концепция павильона взяты из текста антрополога середины XX века. Он исследует то, как люди используют ритуалы и магию для упорядочения жизни и собственного утешения в моменты неопределённости.

Южная Африка. Кэндис Браиц, Мохау Модисакенг

Две отдельные работы южноафриканских художников Кэндис Брайц и Мохау Модисакенга объединились в одну из самых мощных инсталляций, которая рассказывает о проблеме вынужденной миграции. Эта тема часто повторяется на Биеннале.
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
«Пассаж» Модисакенга — трёхканальная видеоинсталляция, поэтическая, душераздирающая медитация о перемещении, рабстве и насилии. Каждый из трёх персонажей лежит в маленькой белой лодке, которую зритель видит сверху. Их жесты показывают борьбу с невидимыми ограничениями, пока лодки медленно заполняются водой и в конце концов тонут.
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
Главные призы 57-й Венецианской биеннале присудили немецким художникам
В первой части «Истории любви» (2016) Браиц актёры Алек Болдуин и Джулианна Мур играют роли беженцев, с которыми до того беседовала режиссёр. В следующей комнате на шести экранах воспроизводятся оригинальные интервью. Благодаря этому сопоставлению, Брайц ставит сложные вопросы об эмпатии и знаменитостях: неужели нас больше трогают знакомые белые актёры, которые притворяются беженцами, чем незнакомцы, которые пережили настоящие трудности?
О том, что представили на Венецианской биеннале Украина и Россия, читайте в нашем предыдущем обзоре.

Румыния. Гета Брэтеску, «Явления»

В 91 год Гета Брэтеску — одна из самых старых женщин-художниц, которая, наконец, получила должное за последние несколько выставок на Биеннале. Эта элегантная ретроспектива румынки начинается с работ, которые она создавала во время коммунистического режима Николае Чаушеску в 1960-х, 70-х и 80-х годах. Рисунки из этого периода показывают, что Брэтеску сопротивляется конформизму, исследуя темы индивидуальности и женской силы.
Один коллаж, «Демоница» (1981), изображает женщину с фертильной фигурой, покрытой каракулями — словн

Один коллаж, «Демоница» (1981), изображает женщину с фертильной фигурой, покрытой каракулями — словно это комментарии, эмоции и мнения, пронзающие её тело. В другой серии, озаглавленной «Фауст» (1981 — 82), художница сделала абстрактные рисунки на телах влиятельных женщин. У одной из груди вырываются лучи света, у другой влагалище представляет сложный лабиринт. Эти женщины словно защищают себя от потенциальных злоумышленников.

57-я Венецианская биеннале будет работать до 26 ноября.
Рекомендуемые выставки и показы
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Титульная иллюстрация — Анне Имгоф, «Фауст» (moussemagazine.it)
Сокращённый и адаптированный перевод обзора на Artsy.net. Все фото за исключением указанных отдельно: Casey Kelbaugh / Artsy