Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста

Работы импрессионистов из коллекции торговца оружием выставили в Лозанне

Мне нравится2 
Коллекция шедевров импрессионистов и постимпрессионистов, которую собрал цюрихский торговец оружием Эмиль Георг Бюрле, выставлена в музее Фонда Эрмитажа в Лозанне. Публике представлены 54 полотна ключевых художников конца XIX — начала XX веков: Писсарро, Мане, Дега, Сислея, Моне, Ренуара, Модильяни и других. Между тем, многие годы Собрание Бюрле прикладывает все усилия, чтобы избавиться от своего, мягко говоря, сомнительного прошлого.
«Картины импрессионистов и постимпрессионистов Бюрле всегда рассматривал как часть более масштабной истории искусства, которая уходила корнями в прошлые столетия», — подчёркивает Лукас Глоор, директор Коллекции Бюрле в Цюрихе.

Эмиль Георг Бюрле (1890 — 1956) был немецким промышленником, получившим швейцарское гражданство в 1937 году. Он владел станкостроительной компанией Oerlikon, которая во время Второй мировой войны продавала оружие как нацистам, так и союзникам. С июня 1940 года по сентябрь 1944 года состояние Бюрле увеличилось с 144 тыс. швейцарских франков до 127 миллионов.

Помимо этого Бюрле был страстным коллекционером. Особенно его привлекало французское искусство XIX — начала XX веков. Три четверти шедевров для своей коллекции он приобрёл за последние шесть лет жизни — между 1951-м и 1956 годами. В его собрании насчитывается 633 произведения искусства, в основном картин. Из них 203 полотна в 1960 году перешли в собственность фонда его имени, созданного родственниками промышленника. Остальные 430 произведения хранятся у семьи.

Камиль Коро. Читающая девушка



Однако всё это время кураторы коллекции изо всех сил стараются избавиться от тени, нависающей над её прошлым. По мере развития бизнеса, в 1940-х Бюрле купил около сотни работ, 13 из которых были изъяты немцами у владельцев-евреев в оккупированной Франции.

После войны Федеральный суд Швейцарии обязал промышленника вернуть эти произведения, но позже признал его невиновным и выплатил компенсацию. Швейцарские органы юстиции заявили, что Бюрле действовал «добросовестно». В итоге девять картин он выкупил обратно.


Слева: Камиль Коро, «Читающая девушка» (1850). Собрание Фонда Бюрле

Две из них — «Читающая девушка» Жана-Батиста Камиля Коро и «Лето в Буживале» Альфреда Сислея — выставлены сейчас в лозаннском Эрмитаже. Рядом с ними висят «Маковое поле близ Ветёйя», написанная Клодом Моне в 1879 году, «Мальчик в красной жилетке» (1888 — 1890) Поля Сезанна и «Сеятель в закатном свете» (1888) Винсента ван Гога.
Поль Сезанн. Мальчик в красном жилете



Кроме того, «Мальчик в красной жилетке» и «Маковое поле близ Ветёйя» (см. главную иллюстрацию материала) стали добычей вооружённых грабителей в феврале 2008 года.

Злоумышленники ворвались в галерею Фонда Бюрле и вынесли четыре полотна (плюс к названным — «Цветущие ветви каштана» Ван Гога и «Людовик Лепик и его дочери» Дега) на общую сумму в 180 млн швейцарских франков. Работы Ван Гога и Моне были найдены спустя восемь дней, а Сезанна и Дега — спустя четыре года, в 2012-м.



Слева: Поль Сезанн, «Мальчик в красной жилетке» (1895). Собрание Фонда Бюрле

«[Бюрле] купил некоторые насильно изъятые произведения искусства, которые никогда не приобрёл бы без преследования евреев. Причём часть покупал, полностью осознавая, что это награбленные сокровища. И хотя работы впоследствии были вновь приобретены на законных основаниях, они всегда будут связаны со своей историей» — подчёркивает один из соавторов «Чёрной книги Бюрле» Томас Бумбергер.

Авторы подвергают критике тот факт, что Швейцария, в отличие от Германии, не делает различия между награбленными произведениями искусства и так называемым «fluchtgut» — вынужденной продажей, на которую владельцы шедевров шли под давлением или спасаясь бегством.
Профессор Лозаннского университета Ханс-Ульрих Йост считает, что с каждой выставкой Коллекции Бюрле публике нужно объяснять, что за человек стоит за собранием, как он получил деньги, которые потратил на картины, и каким образом покупал их.
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Ирен Каэн д’Анвер (Маленькая Ирен)




В свою очередь Лукас Глоор заявляет: «Мы не должны нивелировать некоторые аспекты личности коллекционера. Но стоит говорить и об истории Швейцарии во время Второй мировой войны, и о том, как мы вели себя по отношению к национал-социалистическому режиму в Германии. Наше правительство поддержало Бюрле. Ему разрешили поставлять оружие немцам, чтобы они оставили нас в покое».



Слева: Пьер Огюст Ренуар, «Портрет мадмуазель Ирен Каэн д’Анвер (Маленькая Ирен)». Собрание Фонда Бюрле

На выставке в Лозанне в одном из залов представлены письма, другие архивные и биографические материалы рассказывающие о скандальном промышленнике.
Поль Гоген. Жертва
Жертва
1902, 68×78 см
В ответ на призыв раскрыть архивы для независимых исследований Фонд Бюрле отвечает, что ему нечего скрывать: учреждение оцифровало коллекцию и разместило её в интернете. Также опубликован полный список работ, приобретённых Бюрле, с указанием цен, дат и владельцев. Глоор, который отвечает за коллекцию последние 15 лет, считает «очень маловероятным» обнаружить в ней спорные предметы. При этом он признаёт, что в истории промышленника остаётся «тень, которая сопровождает собрание».
Выставка в музее Фонда Эрмитажа в Лозанне продлится до 29 октября. После этого она отправится в Японию, а затем вернётся в Цюрих. Она разместится в местном Кунстхаусе, где в 2020 году должны закончиться работы по расширению.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официальных сайтов Фонда собрания Эмиля Бюрле, Фонда Эрмитажа и swissinfo.ch. Главная иллюстрация: Клод Моне, «Маковое поле близ Ветёйя» (1879), Фонда собрания Бюрле
Мне нравится2 
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.