войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Работы импрессионистов из коллекции торговца оружием выставили в Лозанне

Коллекция шедевров импрессионистов и постимпрессионистов, которую собрал цюрихский торговец оружием Эмиль Георг Бюрле, выставлена в музее Фонда Эрмитажа в Лозанне. Публике представлены 54 полотна ключевых художников конца XIX — начала XX веков: Писсарро, Мане, Дега, Сислея, Моне, Ренуара, Модильяни и других. Между тем, многие годы Собрание Бюрле прикладывает все усилия, чтобы избавиться от своего, мягко говоря, сомнительного прошлого.
Работы импрессионистов из коллекции торговца оружием выставили в Лозанне
«Картины импрессионистов и постимпрессионистов Бюрле всегда рассматривал как часть более масштабной истории искусства, которая уходила корнями в прошлые столетия», — подчёркивает Лукас Глоор, директор Коллекции Бюрле в Цюрихе.
Эмиль Георг Бюрле (1890 — 1956) был немецким промышленником, получившим швейцарское гражданство в 19

Эмиль Георг Бюрле (1890 — 1956) был немецким промышленником, получившим швейцарское гражданство в 1937 году. Он владел станкостроительной компанией Oerlikon, которая во время Второй мировой войны продавала оружие как нацистам, так и союзникам. С июня 1940 года по сентябрь 1944 года состояние Бюрле увеличилось с 144 тыс. швейцарских франков до 127 миллионов.

Помимо этого Бюрле был страстным коллекционером. Особенно его привлекало французское искусство XIX — начала XX веков. Три четверти шедевров для своей коллекции он приобрёл за последние шесть лет жизни — между 1951-м и 1956 годами. В его собрании насчитывается 633 произведения искусства, в основном картин. Из них 203 полотна в 1960 году перешли в собственность фонда его имени, созданного родственниками промышленника. Остальные 430 произведения хранятся у семьи.

Однако всё это время кураторы коллекции изо всех сил стараются избавиться от тени, нависающей над её



Однако всё это время кураторы коллекции изо всех сил стараются избавиться от тени, нависающей над её прошлым. По мере развития бизнеса, в 1940-х Бюрле купил около сотни работ, 13 из которых были изъяты немцами у владельцев-евреев в оккупированной Франции.

После войны Федеральный суд Швейцарии обязал промышленника вернуть эти произведения, но позже признал его невиновным и выплатил компенсацию. Швейцарские органы юстиции заявили, что Бюрле действовал «добросовестно». В итоге девять картин он выкупил обратно.


Слева: Камиль Коро, «Читающая девушка» (1850). Собрание Фонда Бюрле

Две из них — «Читающая девушка» Жана-Батиста Камиля Коро и «Лето в Буживале» Альфреда Сислея — выставлены сейчас в лозаннском Эрмитаже. Рядом с ними висят «Маковое поле близ Ветёйя», написанная Клодом Моне в 1879 году, «Мальчик в красной жилетке» (1888 — 1890) Поля Сезанна и «Сеятель в закатном свете» (1888) Винсента ван Гога.
Кроме того, «Мальчик в красной жилетке» и «Маковое поле близ Ветёйя» (см. главную иллюстрацию матери



Кроме того, «Мальчик в красной жилетке» и «Маковое поле близ Ветёйя» (см. главную иллюстрацию материала) стали добычей вооружённых грабителей в феврале 2008 года.

Злоумышленники ворвались в галерею Фонда Бюрле и вынесли четыре полотна (плюс к названным — «Цветущие ветви каштана» Ван Гога и «Людовик Лепик и его дочери» Дега) на общую сумму в 180 млн швейцарских франков. Работы Ван Гога и Моне были найдены спустя восемь дней, а Сезанна и Дега — спустя четыре года, в 2012-м.



Слева: Поль Сезанн, «Мальчик в красной жилетке» (1895). Собрание Фонда Бюрле

«[Бюрле] купил некоторые насильно изъятые произведения искусства, которые никогда не приобрёл бы без преследования евреев. Причём часть покупал, полностью осознавая, что это награбленные сокровища. И хотя работы впоследствии были вновь приобретены на законных основаниях, они всегда будут связаны со своей историей» — подчёркивает один из соавторов «Чёрной книги Бюрле» Томас Бумбергер.

Авторы подвергают критике тот факт, что Швейцария, в отличие от Германии, не делает различия между награбленными произведениями искусства и так называемым «fluchtgut» — вынужденной продажей, на которую владельцы шедевров шли под давлением или спасаясь бегством.
Профессор Лозаннского университета Ханс-Ульрих Йост считает, что с каждой выставкой Коллекции Бюрле публике нужно объяснять, что за человек стоит за собранием, как он получил деньги, которые потратил на картины, и каким образом покупал их.
В свою очередь Лукас Глоор заявляет: «Мы не должны нивелировать некоторые аспекты личности коллекцио




В свою очередь Лукас Глоор заявляет: «Мы не должны нивелировать некоторые аспекты личности коллекционера. Но стоит говорить и об истории Швейцарии во время Второй мировой войны, и о том, как мы вели себя по отношению к национал-социалистическому режиму в Германии. Наше правительство поддержало Бюрле. Ему разрешили поставлять оружие немцам, чтобы они оставили нас в покое».



Слева: Пьер Огюст Ренуар, «Портрет мадмуазель Ирен Каэн д’Анвер (Маленькая Ирен)». Собрание Фонда Бюрле

На выставке в Лозанне в одном из залов представлены письма, другие архивные и биографические материалы рассказывающие о скандальном промышленнике.
Поль Гоген. Жертва
Жертва
1902, 68×78 см
В ответ на призыв раскрыть архивы для независимых исследований Фонд Бюрле отвечает, что ему нечего скрывать: учреждение оцифровало коллекцию и разместило её в интернете. Также опубликован полный список работ, приобретённых Бюрле, с указанием цен, дат и владельцев. Глоор, который отвечает за коллекцию последние 15 лет, считает «очень маловероятным» обнаружить в ней спорные предметы. При этом он признаёт, что в истории промышленника остаётся «тень, которая сопровождает собрание».
Выставка в музее Фонда Эрмитажа в Лозанне продлится до 29 октября. После этого она отправится в Японию, а затем вернётся в Цюрих. Она разместится в местном Кунстхаусе, где в 2020 году должны закончиться работы по расширению.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
По материалам официальных сайтов Фонда собрания Эмиля Бюрле, Фонда Эрмитажа и swissinfo.ch. Главная иллюстрация: Клод Моне, «Маковое поле близ Ветёйя» (1879), Фонда собрания Бюрле