Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Коллекция шедевров импрессионистов и постимпрессионистов, которую собрал цюрихский торговец оружием Эмиль Георг Бюрле,выставлена в музее Фонда Эрмитажа в Лозанне. Публике представлены 54 полотна ключевых художников конца XIX — начала XX веков: Писсарро,Мане,Дега,Сислея,Моне,Ренуара,Модильяни и других. Между тем,многие годы Собрание Бюрле прикладывает все усилия,чтобы избавиться от своего,мягко говоря,сомнительного прошлого.
«Картины импрессионистов и постимпрессионистов Бюрле всегда рассматривал как часть более масштабной истории искусства,которая уходила корнями в прошлые столетия», — подчёркивает Лукас Глоор,директор Коллекции Бюрле в Цюрихе.
Эмиль Георг Бюрле(1890 — 1956) был немецким промышленником,получившим швейцарское гражданство в 1937 году. Он владел станкостроительной компанией Oerlikon,которая во время Второй мировой войны продавала оружие как нацистам,так и союзникам. С июня 1940 года по сентябрь 1944 года состояние Бюрле увеличилось с 144 тыс. швейцарских франков до 127 миллионов.
Помимо этого Бюрле был страстным коллекционером. Особенно его привлекало французское искусство XIX — начала XX веков. Три четверти шедевров для своей коллекции он приобрёл за последние шесть лет жизни — между 1951-м и 1956 годами. В его собрании насчитывается 633 произведения искусства,в основном картин. Из них 203 полотна в 1960 году перешли в собственность фонда его имени,созданного родственниками промышленника. Остальные 430 произведения хранятся у семьи.
Однако всё это время кураторы коллекции изо всех сил стараются избавиться от тени,нависающей над её прошлым. По мере развития бизнеса,в 1940-х Бюрле купил около сотни работ,13 из которых были изъяты немцами у владельцев-евреев в оккупированной Франции.
После войны Федеральный суд Швейцарии обязал промышленника вернуть эти произведения,но позже признал его невиновным и выплатил компенсацию. Швейцарские органы юстиции заявили,что Бюрле действовал«добросовестно». В итоге девять картин он выкупил обратно.
Слева: Камиль Коро,«Читающая девушка»(1850). Собрание Фонда Бюрле
Две из них — «Читающая девушка» Жана-Батиста Камиля Коро и «Лето в Буживале» Альфреда Сислея — выставлены сейчас в лозаннском Эрмитаже. Рядом с ними висят«Маковое поле близ Ветёйя», написанная Клодом Моне в 1879 году,«Мальчик в красной жилетке»(1888 — 1890) Поля Сезанна и «Сеятель в закатном свете»(1888) Винсента ван Гога.
Кроме того,«Мальчик в красной жилетке» и «Маковое поле близ Ветёйя»(см. главную иллюстрацию материала) стали добычей вооружённых грабителей в феврале 2008 года.
Злоумышленники ворвались в галерею Фонда Бюрле и вынесли четыре полотна(плюс к названным — «Цветущие ветви каштана» Ван Гога и «Людовик Лепик и его дочери» Дега) на общую сумму в 180 млн швейцарских франков. Работы Ван Гога и Моне были найдены спустя восемь дней,а Сезанна и Дега — спустя четыре года,в 2012-м.
Слева: Поль Сезанн,«Мальчик в красной жилетке»(1895). Собрание Фонда Бюрле
«[Бюрле] купил некоторые насильно изъятые произведения искусства,которые никогда не приобрёл бы без преследования евреев. Причём часть покупал,полностью осознавая,что это награбленные сокровища. И хотя работы впоследствии были вновь приобретены на законных основаниях,они всегда будут связаны со своей историей» — подчёркивает один из соавторов«Чёрной книги Бюрле» Томас Бумбергер.
Авторы подвергают критике тот факт,что Швейцария,в отличие от Германии,не делает различия между награбленными произведениями искусства и так называемым«fluchtgut» — вынужденной продажей,на которую владельцы шедевров шли под давлением или спасаясь бегством.
Профессор Лозаннского университета Ханс-Ульрих Йост считает,что с каждой выставкой Коллекции Бюрле публике нужно объяснять,что за человек стоит за собранием,как он получил деньги,которые потратил на картины,и каким образом покупал их.
В свою очередь Лукас Глоор заявляет: «Мы не должны нивелировать некоторые аспекты личности коллекционера. Но стоит говорить и об истории Швейцарии во время Второй мировой войны,и о том,как мы вели себя по отношению к национал-социалистическому режиму в Германии. Наше правительство поддержало Бюрле. Ему разрешили поставлять оружие немцам,чтобы они оставили нас в покое».
Слева: Пьер Огюст Ренуар,«Портрет мадмуазель Ирен Каэн д’Анвер(Маленькая Ирен)». Собрание Фонда Бюрле
На выставке в Лозанне в одном из залов представлены письма,другие архивные и биографические материалы рассказывающие о скандальном промышленнике.
В ответ на призыв раскрыть архивы для независимых исследований Фонд Бюрле отвечает,что ему нечего скрывать: учреждение оцифровало коллекцию и разместило её в интернете. Также опубликован полный список работ,приобретённых Бюрле,с указанием цен,дат и владельцев. Глоор,который отвечает за коллекцию последние 15 лет,считает«очень маловероятным» обнаружить в ней спорные предметы. При этом он признаёт,что в истории промышленника остаётся«тень,которая сопровождает собрание».
Выставка в музее Фонда Эрмитажа в Лозанне продлится до 29 октября. После этого она отправится в Японию,а затем вернётся в Цюрих. Она разместится в местном Кунстхаусе,где в 2020 году должны закончиться работы по расширению.
По материалам официальных сайтов Фонда собрания Эмиля Бюрле,Фонда Эрмитажа и swissinfo.ch. Главная иллюстрация: Клод Моне,«Маковое поле близ Ветёйя»(1879), Фонда собрания Бюрле