Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В июне этого года после 20-летней реставрации откроется для посетителей Касин — резиденция французского художника-импрессиониста Гюстава Кайботта в Йере. Это одно из самых красивых поместий XIX века,которое всё ещё находится в неприкосновенности. Живя там,живописец создал 24 произведения,большинство из которых изображают дом и окружающий парк.
«Это один из красивейших домов эпохи Реставрации», — так описывает усадьбу консультант реставрации Николя Сант-Фаре Гарно,бывший куратор Музея Жакмар-Андре в Париже.
Гюстав Кайботт(1848 — 1894) — гениальный аматор с отменным вкусом,доводивший каждое своё увлечение до уровня высочайшего мастерства и легко принимавшийся за новое. Вице-президент Парижского яхт-клуба,филателист,вошедший в список ста самых великих,кораблестроитель,разместивший на территории своего поместья небольшую верфь,увлечённый садовод,юрист и инженер,городской советник Пти-Женвилье и художник-импрессионист,которого считали одним из самых ярких живописцев среди«независимых», а потом забыли на 80 лет. И вспомнили-то почти случайно… Более подробную биографию этого яркого человека читайте тут.
Слева: Гюстав Кайботт,«Автопортрет в парке в Йере»(1870-е). Частная коллекция
Касин был построен в парижском пригороде Йер в 1830-х годах. Семья Гюстава Кайботта жила там между 1860-м и 1879 годами. Будущий художник с 12-летнего возраста проводил там каждое лето. Загоревшись страстным интересом к живописи,он зарисовал всё,что предоставляло неравнодушному взгляду живописное поместье — реку,сад,прогулочные лодки,парк… На этом пленэре произошло становление стиля,который сделал его одним из оригинальнейших импрессионистов. К слову,серьёзно писать Кайботт стал довольно поздно — в 25 лет.
Уголок поместья Касин в Йере. Фото via France.fr
Гюстав Кайботт, "Сад в Йере" (1876). Частная коллекция
Местные власти приобрели поместье в 1973 году за символическую сумму в один франк. Оно не было поделено на участки,как большинство крупных буржуазных владений в Парижском регионе Иль-де-Франс. Мало того,а 1995 году муниципалитет инициировал полное восстановление дома с прилегающей территорией площадью 10 гектаров,а также мельниц,надворных построек и садово-парковых причуд,отражающих эксцентричный стиль того периода.
«Главное здание выходит на парк в английском стиле,откуда открывается искусно оформленная перспектива», — говорит архитектор Клод Вермёлин,отвечающий за реставрацию Касина.
Гюстав Кайботт, "Дорожка в парке, Йер" (1878). Частная коллекция
Когда Николя Дюпон-Эньян вступил в должность мэра Йера в 1995 году,усадьба была заброшена уже 20 лет. Он предложил план постепенного восстановления,рассчитанный на одно десятилетие,однако в реальности работы растянулись более чем на два. За это время оранжереи и фермерский дом были преобразованы в выставочные центры,швейцарское шале — в ресторан,были обновлены некоторые павильоны,воссоздан искусственный ручей вдоль реки Йер,пересажен парк,пострадавший от бури в 1999 году,а также огород,который изобразил Кайботт. Для всего этого мэр привлёк добровольцев. Фамильная мебель семьи Кайботт,выставленная на продажу в 2016 году,была приобретена благодаря пожертвованиям,а на чердаке дома расположился информационный центр.
Теперь,когда парку вернулось его былое очарование,жители Йера начали мыслить масштабно. В 2012 году министерство культуры Франции предоставило поместью статус«Дом знаменитости», которым отмечаются места,где жили выдающиеся фигуры.
Два года спустя был подписан так называемый Contrat de Destination Impressionnisme,по которому Йерр рекламируется как значимый для импрессионизма населённый пункт наряду с соседними коммунами Живерни и Орсе.
«Мы находимся недалеко от Парижа и можем привлекать миллион посетителей [в год]", — считает Дюпон-Эньян.
Слева: Гюстав Кайботт,«Парк в Йере»(1877). Частная коллекция
Летом Касин будет открыт постоянно,«чтобы демонстрировать определённый уклад жизни в эпоху Реставрации и наметить историю семьи Кайботт в этом поместье», — добавил Сент-Фаре Гарно.