Масштабной выставкой работ экспрессиониста Оскара Кокошки свое 20-летие отмечает Художественный музей в Вольфсбурге Kunstmuseum Wolfsburg. В честь юбилея — особая программа: 55 картин, 138 графических работ, редкие документы. Особо отмечается то, что часть работ представлена публике впервые, а идея выставки — в ее названии: «Оскар Кокошка. Гуманист и бунтарь».
О́скар Кокошка (1886 -1980) — известнейший художник-экспрессионист и один из главных представителей т.н. «эпохи классического модерна». Эволюция мастера на примере портретных работ — такова линия этой экспозиции. Как отмечает куратор выставки Беатрис фон Борман (Beatrice von Bormann), Кокошка постоянно «изобретал себя заново». Его видение мира и людей менялось, и, отрицая устои академических канонов живописи, Кокошка проявляет себя как гуманист. Он ведь рисовал очень много портретов, изображая людские персоны так, как он их видел и воспринимал.
Разделы выставки — это «венский период» жизни и творчества Кокошки, Берлинский (1910−1916), и его время в Дрездене до 1923 года. Приводятся сведения об окружении, увлечениях, заказах и сотрудничестве Кокошки в то время.
Мы больше всего наслышаны именно о первом, ведь Кокошку неизменно включают в знаменитое венское «трио-модерн» вместе с Климтом и Шиле.
Вена Кокошки — это учитель Климт в Венской школе искусств, и нынешние звание «пионера венского модерна», и, как деликатно говорят в официальном анонсе выставки, — «круг и идеи Климта, Малера, Фрейда»…
С нюансом в виде прекрасной Альмы Малер (она - здесь, на картине «Двойной портрет: Оскар Кокошка и Альма Малер») — жены известного композитора, которой ранее увлекался Климт, и которая позже стала сначала любовницей (при Малере), а потом — и женой основоположника стиля баухаус Вальтера Гропиуса (после кончины Малера). С Кокошкой они путешествовали по Италии, он становился все более эксцентричным… После расставания Оскар заказал куклу для утех — «Альму». Впрочем, это история отдельного скандала… в смысле — рассказа.
На выставке же вспоминают о других венских эпизодах: Вена — это еще и выставка модернистов, где он принимал участие, и даже арт-сенсация неожиданного толка. Поставленная на венской сцене драма Кокошки «Убийца, надежда женщин» вызвала нешуточный скандал. Не приняли венцы пьесу, где «явления действительности переплетались с бредовой, страшной фантастикой». Кокошка доказывал, что художник «должен забывать все законы» и следовать велению души.
На выставке же вспоминают о других венских эпизодах: Вена — это еще и выставка модернистов, где он принимал участие, и даже арт-сенсация неожиданного толка. Поставленная на венской сцене драма Кокошки «Убийца, надежда женщин» вызвала нешуточный скандал. Не приняли венцы пьесу, где «явления действительности переплетались с бредовой, страшной фантастикой». Кокошка доказывал, что художник «должен забывать все законы» и следовать велению души.
Берлин Кокошки — это группа экспрессионистов с яростным названием «Штурм», и знакомство с Кандинским. И именно там галерея Пауля Кассирера организовывает первую персональную выставку художника.
Дрезден — это время после 19 17 г. и выздоровления после тяжелого ранения на фронте: в 1914 г. Кокошка ушел туда добровольцем. Нервное состояние отражается и в творческих метаниях, но в 1919 г. Кокошка стал профессором Дрезденской академии художеств, и цвета снова возвращаются на его картины.
Дрезден — это время после 19 17 г. и выздоровления после тяжелого ранения на фронте: в 1914 г. Кокошка ушел туда добровольцем. Нервное состояние отражается и в творческих метаниях, но в 1919 г. Кокошка стал профессором Дрезденской академии художеств, и цвета снова возвращаются на его картины.
На выставке — очень разные работы, от тонких линий почти классических эскизов, известных буйно-ярких или же мрачно-выразительных работ, словно возникших в гуще красок, и до реверансов в сторону кубизма. По словам кураторов, здесь представлен воистину «золотой фонд» творчества художника: именно портреты людей из его окружения показывают взгляд творца на мир, его видение общества, человечества, реальности. Это портреты детей, аллегорические портреты дам, политические аллюзии, анималистические зарисовки пугающе «человеческого» вида, и особенно — автопортреты Кокошки. Картины странные и красочные, очень выразительные. И, оказывается, что сегодня его стиль — очень современен!
Девушка на коне
Начало XX века
Выставка «Оскар Кокошка. Гуманист и бунтарь» проводится в сотрудничестве с Роттердамским Museum Boijmans Van Beuningen, и продлится до 17 августа.