Удачное начало работы в театре способствовало привлечению Леона Бакста и к другим постановкам Петербургских императорских театров. Настоящим триумфом стало оформление балета «Фея кукол» на музыку Йозефа Байера (1903). Была выпущена даже серия открыток с этими рисунками. На выставке можно увидеть легендарные открытки, а также подлинный сценический костюм одной из кукол — куклы-японки. Тончайший шелк, расписанный рукой Бакста, сохранился удивительно хорошо.
В ноябре 2015 года Николай Цискаридзе восстановил балет «Фея кукол» вместе со студентами Академии русского балета имени Вагановой. Впервые балет, сочиненный Йозефом Хасрайтером на музыку австрийского композитора Йозефа Байера, был показан в 1888 году на сцене Венского придворного театра. В Петербурге он появился в 1903 году. Для современной интерпретации «Феи кукол» художник Дмитрий Парадизов воссоздал красочные наряды кукол по эскизам Леона Бакста.
Леон Бакст. Костюм японской куклы для Веры Трефиловой к постановке «Фея кукол». 1903. Источник фото.
Популярность спектаклей, оформленных Бакстом, была настолько велика, что побуждала других художников воплощать его образы в своем творчестве. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью. Музей показывает на выставке несколько предметов из этого цикла, а также фигурку Тамары Карсавиной работы Д. Иванова, созданную на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде на заре советской власти.
Дмитрий Иванов. Тамара Карсавина в костюме Зобеиды. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. 1923. Фото из открытых источников.
«Баловень судьбы и заложник собственной прислуги. Талантливый художник и восхитительный лектор. Леон Бакст — в театре, в магазине, в доме Ротшильдов и на обложке Vogue…» — материал «Штрихи к портрету: 8 историй из бурной жизни Леона Бакста»
Для этой постановки Дягилев надеялся привлечь Александра Бенуа, но тот находился в России, поэтому Дягилев пригласил Бакста, который придумал великолепные и пышные декорации и костюмы. К сожалению, роскошное оформление спектакля подорвало финансовые ресурсы Дягилева, что в результате привело к его окончательному разрыву с Бакстом. Тем не менее Дягилев осуществил частичную постановку «Спящей красавицы» (под названием «Свадьба Авроры») в Париже 18 мая 1922 года, но в декорациях и костюмах Александра Бенуа и Наталии Гончаровой. (Источник)
На выставке представлено самое полное их собрание, которое хранится в фондах Театрального музея.
Дом-музей Федора Шаляпина приглашает на экспозицию «Флора и фауна русского театра». В залах музея представлены экспонаты, среди которых работы художников «Мира искусства» и авангардные эскизы Валентины Ходасевич, эскизы к постановкам ХХ столетия — О. Саваренской, Е. Якниной, Н. Поляковой, а также работы мэтра современного отечественного театра Э. Кочергина.
Легендарная коллекция Лобановых-Ростовских (810 произведений), приобретенная Международным Благотворительным Фондом «Константиновский» в 2008 году, находится на хранении в фондах Театрального музея. Предметы этой коллекции вошли в каждую из трех выставок, о которых мы сегодня рассказывали. Основную часть коллекции составляют эскизы декораций и костюмов, выполненные в разных живописных и графических техниках.