Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Участникам и гостям Венецианской биеннале в этом году представится редкая возможность увидеть две картины мастера эпохи Возрождения Паоло Веронезе(1528 — 1588), которые ранее находились в отдалённой церкви на острове Мурано. Специалисты раскрыли их былое великолепие,устранив следы прежних неудачных реставраций. Впервые с момента своего создания в 1566 году полотна предстанут перед публикой во время одного из самых престижных арт-форумов мира в Италии,а затем отправятся в Нью-Йорк.
Реставрацией,во время которой была обнаружена новая важная информация о картинах,занимались специалисты группы«Венецианское наследие» при поддержке бренда Bulgari.
Картины«Святой Иероним в пустыне» и «Святой Пётр посещает святую Агату в тюрьме» были написаны в XVI веке по заказу Франческо дельи Альбери,настоятеля церкви Санта-Мария-дельи-Анджели(Святой Марии Ангелов). Они никогда не покидали островной архипелаг,находящийся в Венецианской лагуне к северо-востоку от Венеции. В XIX веке полотна перенесли в близлежащую церковь Сан-Пьетро Мартире. Тогда же,как полагают учёные,они были вставлены в позолоченные рамы с искусной резьбой.
Церковь Святого Петра Мученика была построена в 1348 году и первоначально посвящена святому Иоанну Крестителю. В 1474 году пожар уничтожил храм до основания,и в 1511 году он был восстановлен в нынешнем облике. В 1806 году церковь была закрыта спустя несколько лет после падения Венецианской Республики,и вновь открылась через семь лет.
Помимо картин Веронезе интерьер церкви украшают«Крещение Христа», приписываемое Тинторетто,и две работы Джованни Беллини — «Успение Богородицы со святыми»(1510 — 1513) и алтарь Барбариго(1488) из церкви Санта-Мария-дельи-Анджели. В правом крыле находится часовня Балларина,построенная в 1506 году после смерти известного стеклодува из Мурано. Другие произведения — это алтарь Баркайоли(ок. 1500) работы Джованни Агостино да Лоди,«Снятие с креста» Джузеппе Порта и «Ecce Homo»(1495), возможно,спасённое из разрушенной церкви Санто-Стефано на Мурано.
После«переселения» в храм Сан-Пьетро в середине позапрошлого века картины Веронезе стали жертвами неумелой реставрации. Их избыточно покрыли лаком,который со временем начал окисляться и зеленеть,скрадывая яркие цвета. Кроме того,по словам президента«Венецианского наследия» Тото Бергамо Росси,сама церковь находилась в плачевном состоянии. Из-за протекающей крыши холсты и рамы подверглись воздействию дождевой воды.
Во время реставрации был удалён лак и тщательной перекрашены некоторые повреждённые зоны. «Мы заново открыли удивительное качество этих двух картин», — сказал Тото Бергамо Росси.
Паоло Веронезе(настоящее имя — Паоло Кальяри) относится к одним из ярчайших представителей венецианской школы. Ранее считалось,что«Святого Иеронима в пустыне» мастер написал сам,а к созданию«Святого Петра,посещающего святую Агату в тюрьме» привлекал подмастерье. Однако сейчас учёные изменили своё мнение.
«Теперь,после очистки,даже Ксавье Саломон,главный куратор Коллекции Фрика и специалист по Веронезе,признал,что это работа крупного маэстро», — говорит Росси.
Картина Веронезе«Святой Пётр посещает святую Агату в тюрьме» в интерьере церкви Святого Петра Мученика. Фото: campiello-venise.com
Реставрация стала возможной благодаря поддержке компании Bulgari. Лакшери-бренд взял на себя серьёзные обязательства по сохранению итальянского культурного наследия,особенно в Риме,где расположена его штаб-квартира. Искусство и архитектура Вечного города на протяжении многих лет служили источником вдохновения для дизайнеров модного дома. Так,кессонный потолок Пантеона подал ювелирам идею золотого и бриллиантового ожерелья. А мотивы мозаичного пола терм Каракаллы,который также был восстановлен при финансировании Bulgari,использовались при создании недавней коллекции украшений Divas' Dream.
В компании подчеркнули важность Веронезе,как для самой Bulgari,так и для итальянского наследия в целом. «Паоло Веронезе — один из мастеров эпохи Возрождения,того ключевого периода,когда Италия стала признанным европейским лидером в искусстве и архитектуре», — сказала представитель фирмы Лючия Боскаини.
Картины выставят на всеобщее обозрение в венецианской Галерее Академии 11 мая,приурочив демонстрацию к Венецианской биеннале(13 мая — 26 ноября). А с 24 октября шедевры Веронезе можно будет увидеть в Коллекции Фрика в Нью-Йорке.