Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В воскресенье,9 апреля,публика наконец-то получила возможность попасть на венецианскую выставку британца Дэмиена Хёрста. Экспонаты для неё он создавал под покровом тайны в течение последнего десятилетия. «Сокровища с места крушения „Невероятного“» расположились в обоих дворцах фонда Пино — в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Это первый в истории случай,когда оба центра отдали пространства одному художнику.
Выставка представлена как многослойный лабиринт из сокровищ с корабля,затонувшего 2000 лет назад и обнаруженного лишь в 2008 году(по совпадению,это год предыдущего пика карьеры Хёрста).
Дэмиен Хёрст,«Гидра и Кали»(фрагмент). Фото: Andrea Merola / AP
51-летний Дэмьен Хёрст считается самым богатым из ныне живущих художников мира. Он же — наиболее яркий представитель группы«Молодые британские художники»(Britart), доминирующей в искусстве Туманного Альбиона последние четверть века. Работа Хёрста«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»(1991), представляющая тигровую акулу в аквариуме с формальдегидом,является символом этого объединения.
Слева: Дэмиен Хёрст
«Сокровища с места крушения „Невероятного“» — это многослойный лабиринт из скульптур,исторических объектов,фотографий и видеосъёмок«обнаружения» и «спасения» бесценного груза. По легенде,корабль пошёл ко дну у берегов Восточной Африки. На его борту находилась обширная коллекция произведений искусства,принадлежащая освобождённому рабу по имени Сиф Амотан II. Собрание включало артефакты всех известных на тот момент цивилизаций и направлялось на музейный остров,где должно было быть выставлено напоказ. Судно затонуло,и все его ценности безмятежно покоились в морских глубинах до 2008 года. Теперь эти сокровища предстали перед нами.
Каждый экспонат на выставке сделан в трёх экземплярах. В первом варианте он выглядит как сокровище,поднятое с морского дня(«Коралл» на языке Хёрста); во втором — как спасённая реликвия,восстановленная современными реставраторами(«Сокровище»); а в третьем — как воспроизведение псевдоисторического объекта(«Копия»).
Здесь есть огромные бронзовые богини-воительницы,ни на что не похожие мраморные бюсты и черепа циклопов,молитвенные фигурки,гробницы,таблицы,урны,витрины со щитами,драгоценными украшениями и монетами. Хёрст использовал множество дорогостоящих материалов — малахит,золото,ляпис и нефрит — чтобы создать музейное собрание артефактов,вызывающее воспоминания о древнем мире.
Для пущего правдоподобия многие работы декорированы белыми червями и «кораллами» невероятных расцветок. Тема кораблекрушения дополнена крупноформатными фотографиями и очень правдоподобными видеокадрами с водолазами,работающими у берегов архипелага Занзибар. По сведениям Artnet.com,для того,чтобы опускать гигантские бронзовые статуи на дно Индийского океана,а затем поднимать их,были наняты специальные спасательные корабли.
Стоит отметить,что во всём этом тщательно проработанном антураже мелькают лица музыканта Фаррелла Уильямса,модели Кейт Мосс,певиц Рианны и Йоланди Фиссер,не говоря уже о статуе Микки Мауса в Пунта делла Догана.
Сам Дэмиен Хёрст предстаёт в бронзовой работе«Бюст коллекционера Сифа Амотана II», намекая на то,что он не только создатель,но и собиратель произведений искусства.
По данным газеты«Нью-Йорк Таймс», крупные дилеры — такие как галерея Гагосяна или«Белый куб» — уже купили часть работ по ценам от 500 тыс. до 5 млн долларов за экземпляр. Впрочем,как и большинство фактов на выставке,эта информация скрыта под покровом тайны.
Выставка Дэмиена Хёрста«Сокровища с места крушения „Невероятного“» продлится до 3 декабря. Она совпадает с Венецианской биеннале,которая пройдёт в этом году с 13 мая по 26 ноября.