Джорджию о'Киф представляют как дизайнера одежды и кулинара
Одна из самых дорогих художниц современности
, Джорджия о’Киф была элегантной и изобретательной во всем
, от дизайна интерьера до нарядов
, позировании фотографам и кулинарии. Убедиться в этом предлагает эффектная
выставка в музее Бруклина и необычная кулинарная
книга рецептов Джорджии о’Киф — завораживающий проект австралийской писательницы и фотографа Робин Ли
(мы приводим и один из рецептов).
Джорджия О'Киф: живой
Бруклинский музей предлагает по-новому взглянуть на то, как самая знаменитая американская художник-модернист утверждала свой прогрессивный и независимый образ жизни. Выставка делает акцент на её гардеробе, ключевых картинах и фотографиях.
Избранные полотна и предметы одежды дополнены фотографиями самой О’Киф и её дома
, сделанные мужем художницы Альфредом Стиглицем
, а также другими культовыми личностями — Анселем Адамсом
, Энни Лейбовиц
, Филиппом Халсманом, Юсуфом Каршем
, Сесилом Битоном
, Энди Уорхолом, Брюсом Вебером
, Тоддом Уэббом и другими.
Известнейшее фото художницы, сделанное в Альбукерке, Нью Мехико, в 1960 г. (Tony Vaccaro/Getty Images)
«Джорджия О’Киф
(англ. Georgia O’Keeffe
, 15 ноября 1887
, Сан Прейри
, США — 6 марта 1986
, Санта-Фе
, США) — американская художница
, прославившаяся благодаря своим картинам с огромными цветами. Первые годы жизни Джорджия провела на ферме
, и всю жизнь скучала по просторам дикой природы. Во время жизни в Нью-Йорке художница познакомилась с фотографом Альфредом Стиглицем
, который стал ее мужем
, самым преданным поклонником и агентом. В 1929 году О’Киф впервые едет в путешествие в Нью-Мексико
, в 1940-м покупает маленький домик на Ранчо Призраков
, а в 1949-м окончательно переезжает. Она обставляет свой дом грубой деревянной мебелью
, украшает столь любимыми ею черепами
, камнями и индейскими ковриками — так
, что он кажется продолжением окружающей природы…» —
биография художницы в Артхиве
Тодд Уэбб. Джорджия О’Киф на Ранчо Призраков, Нью Мехико, 1960-е (© Estate of Todd Webb, Portland, ME)
«Дизайнерский подход к одежде, поразительный особый стиль Джорджии О’Киф…» —
пишут в обзорах выставки в прессе.
Ансель Адамс, фото Джорджии О’Киф (Калифорния, 1981. © 2016 The Ansel Adams Publishing Rights Trust)
В экспозиции «Джорджия О’Киф: живой модерн» также представлены работы, вошедшие в коллекцию Бруклинской галереи после первой в истории музейной выставки художницы в 1927 году: музей отмечает юбилей этого события
Экспозиция организована хронологически. Она начинается с ранних лет, когда О’Киф создавала фирменный стиль одежды, не украшенной орнаментом. Затем переходит к её нью-йоркскому периоду в 1920-х — 1930-х годах, когда в её творчестве и дизайне доминировала чёрно-белая палитра. Заключительный раздел — более поздние годы в Нью-Мексико, где палитра и одежда изменились в соответствии с цветами пейзажей Юго-Запада.
Брюс Вебер, Джорджия О’Киф (1984, © Bruce Weber)
Альфред Стиглиц, Джорджия О'Киф (1927, © Board of Trustees, National Gallery of Art, Washington)
Альфред Стиглиц, Джорджия О'Киф (ок. 1920-22, © Georgia O’Keeffe Museum)
Выставка «Джорджия О’Киф: живой модерн» в Бруклинском музее продлится до 23 июля 2017 г.
Художественная кухня: хлеб Джорджии
Тем временем, в США вышла книга исследовательницы и фотографа Робин Ли (Robyn Lea) под названием «Ужин с Джорджией О’Киф: рецепты, искусство и пейзажи» (Dinner With Georgia O’Keeffe: Recipes, Art & Landscape, изд. Assouline, 2017 г.).
Идея проекта пришла Ли во время посещения центра Джорджии О’Киф в Нью-Мексико. «Вместо книг, которые я заказала, мне сначала дали большую прямоугольную коробку, — вспоминает автор в предисловии. — Внутри были десятки рецептов, написанные рукой О’Киф, вырезки из газет и журналов, а также рецепты, написанные незнакомым почерком».
Ли сразу поняла, что наткнулась на сокровище. Содержимое коробки ещё никто не разбирал. Это была настоящая золотая жила рецептов — от ржаного хлеба до печенья «мадлен» и клюквенного пунша. Исследовательница захотела собрать их не просто в кулинарную книгу, но превратить в более масштабное исследование жизни и интересов О’Киф.
Получившаяся книга, которую автор называет «кулинарной дорожной картой по кухне, саду и столу Джорджии О’Киф», предлагает мимолётный взгляд на жизнь художника. Сопоставляя ландшафты Нью-Мексико со снимками двух домов О’Киф в этом штате и репродукциями её работ, Ли плетёт паутину связей между творчеством, кулинарией и пейзажами. На первый взгляд эти вещи могут показаться несочетаемыми, но для Джорджии они, несомненно, были связаны.
«Она на самом деле повар», — однажды написал о художнице ее муж, фотограф Альфред Стиглиц
О’Киф была приверженцем здоровой пищи. Ещё около 60 лет назад, когда этот тренд еще едва намечался, она предпочитала цельнозерновую муку, йогурт собственного приготовления и органические ингредиенты.
Среди 50 любимых рецептов художницы, приведенных в книге — от супов до десертов, включая знакомый и нам свекольник со сметаной и укропом (на фото выше), «Грибной крем-суп Кристин», цыплят, приготовленных с паприкой в венгерском стиле, маринованный зеленый перец чили и яичницу, некий торт (Tortas de Huevos Tradicionales), йогуртовую заправку с огурцом и другие блюда.
В Нью-Мексико, куда Джорджия О’Киф приезжала с 1929 года и где в конце концов поселилась, у неё были сад и огород. В своём сельском доме она пекла хлеб, и с возрастом, когда практически ослепла, получала удовольствие, вымешивая руками тесто. Она подавала ржаной хлеб с джемом «James Keiller & Son», который хранила в кладовой.
Ржаной хлеб Джорджии О’Киф
Ингредиенты:
2 стакана просеянной ржаной муки
2 чашки пшеничной просеянной муки, плюс небольшое количество для присыпки
1 ч. л. соли
1 ч. л. семян тмина
1 ч. л. молотых семян аниса
1 ч. л. семян фенхеля
1 ст. л. тёртой апельсиновой цедры
1 ¾ чашки тёплой воды
3 ст. л. мёда
1 пакет (2 ч. л.) сухих дрожжей или 30 гр. «живых"
Растительное масло для смазывания миски и противня
Приготовление: смешать в миске муку, соль, семена тмина, аниса, фенхеля и апельсиновую цедру; отдельно развести в воде мёд и дрожжи. Дать постоять 4−5 минут или пока дрожжи не «проснутся», затем добавить эту смесь в муку; смешать руками, затем замесить тесто на присыпанной мукой поверхности в течение 5−6 минут. Слегка смазать маслом большую миску, положить тесто и накрыть полотенцем; поставить в тёплое место примерно на час, пока тесто не увеличится вдвое. Месить тесто ещё 2−3 минуты, сформировать круглую буханку. Положить ее на смазанный маслом противень, накрыть слегка смоченным кухонным полотенцем; дать постоять 30−45 минут, пока тесто снова не поднимется наполовину. Выпекать хлеб в духовке, предварительно разогретой до 190° Цельсия, примерно 30−35 минут до золотистого цвета. Вытащить из духовки и проверить степень готовности, постучав по корке костяшками пальцев или деревянной ложкой: готовый хлеб издаст полый звук; охлаждать на решётке.
К слову, автор кулинарной книги — не новичок на арт-кухне: в 2015 году она выступила соавтором еще одной подобной книги — «Ужин с Поллоком». Предисловие написала дочь художника Франческа Поллок, а в книге опубликовано полтора десятка рецептов, изначально написанных Джексоном Поллоком от руки, плюс рецепты блюд, которые готовила его мама, а также супруга Ли Крайслер. Истории создания книг похожи: обследование дома, где жил последние 10 лет жизни Поллок, и ценная находка — рукописные рецепты… Как и Джорджия О’Киф, художник выпекал хлеб.