В Москве открылась персональная выставка Дэмиена Хёрста
31 марта 2017 в
Галерее Гари Татинцяна (Gary Tatintsian Gallery) открылась выставка работ одного из самых известных и богатых художников современности — британца
Дэмиена Хёрста. Вниманию публики — знаменитая
«аптечная серия»,
, выложенные из крыльев бабочек
, и
, конечно же
, черепа — символы тайны
, сохранившейся благодаря своей невербальной мистической силе.
Основатель и лидер движения Young British Artists, в 90-х годах прошлого века подарившего миру новое поколение прославленных британских художников, Хёрст вписал свое имя в историю мирового искусства, представляя свои работы в ведущих мировых музеях и арт-институциях. Детальное внимание и эмоциональный подход в выборе каждого элемента, символическая ценность материалов, используемых художником для создания работ, как отмечают, «ставят искусство Дэмиена Хёрста в один ряд с игривой интеллектуальностью Марселя Дюшана и грубой материальностью человеческого тела в изображениях Фрэнсиса Бэкона».
Дэмиен Хёрст. Окно Розы собора в Дареме. 2008. Холст, металлизированная краска, бабочки.
Courtesy of Gary Tatintsian Gallery. Photo: Science UK Limited
Центральная часть экспозиции — работа «Окно Розы» (Rose Window), созданная на холсте металлизированной краской с использованием бабочек. Хрупкость и яркие цвета крыльев сотен бабочек легли в основу круглой орнаментальной мозаики диаметром в три метра, которая точно воспроизводит средневековое окно-розетку Даремского собора. Этот повторяющийся в истории искусства образ — бабочка как символ души, — символизирует хрупкость и недолговечность красоты жизни в целом. Яркие холсты, инкрустированные бабочками, бриллиантами и драгоценными камнями, — смесь изящности и глянцевого блеска западной культуры потребления — по замыслу Хёрста отражают трагедию тонких взаимоотношений между конечностью бытия, сознанием и красотой.
Напомним
, одна из самых примечательных работ
, посвященных бабочкам
, принадлежит именно Дэмиену Херсту. «I Am Become Death
, Shatterer of Worlds»
(«Я стал смертью
, разрушителем миров», 2006) сделана из крылышек этих насекомых. Вообще-то бабочки стали
«героями» целой серии у Херста
, причем инсталляция 2012 года вызвала шквал критики художника защитников животных. Время работы инсталляции
«Влюбиться и разлюбить»
(«In and Out of Love») с апреля по сентябрь 2012 г. в Tate Modern
(Лондон) было ознаменовано жизнью и постепенной смертью 9 000 тысяч бабочек. Подробнее
о насекомых как символах в искусстве — в нашей отдельной публикации.
Для сравнения представляем любопытствующей публике изображение оригинального Окна Розы в кафедральном соборе Дарема на севере Англии. Первоначально витраж был создан в XV веке Ричардом Пикерингом, удален в конце XVIII века Джеймсом Уайетом. Существующее сегодня Окно Розы (конец XIXвека) изображает Христа, окруженного апостолами. В окружающих окнах изображено несколько особо почитаемых епископов Дарема, включая первых епископов, Св. Кэлэ и Фламберга.
Источник: studing.od.ua
Дэмиен Хёрст. «Клаустрофобия/Агорафобия». Диптих. 2008.
Courtesy of Gary Tatintsian Gallery. Photo: Science UK Limited
На нынешней экспозиции в московской Галерее Гари Татицяна показывают живопись и инсталляции, созданные Хёрстом в 2008 году. Практически все они были успешно проданы на персональном аукционе художника, который провел Sotheby’s в сентябре 2008 года. «В искусстве есть лишь одна идея. И у всего, что мы делаем — лишь одна причина. — говорит Хёрст, — Это поиск ответа на главные вопросы: для чего, где, что и кто. Откуда мы пришли, куда движемся и есть ли в этом смысл? Величайшие произведения всех времен именно об этом».
Дэмиен Хёрст. «Череп с таблетками». 2008. Холст, масло.
В своей символической трактовке классического упоминания о смерти на пике красоты, художник признает: «Я одержим мыслями о смерти и бренности жизни, особенно своей собственной. А свое искусство ты посвящаешь именно тем вещам, которыми одержим».
Дэмиен Хёрст. «Что-то должно сломаться». 2008. Плексиглас, шовное оборудование.
Дэмиен Хёрст, «Прекрасный Муруга, интенсивная параноидальная живопись (с эманацией красоты)». 2008.
Работы Хёрста в технике Spot painting породили множество дискуссий в мире искусства сразу после их появления в середине 1980-х. Пятна характерных цветов расположены на холсте в виде упорядоченной последовательности и структуры, однако при взгляде на картину возникает ярко выраженное внутреннее ощущение хаоса.
Художник объясняет этот феномен отсутствием желаемого взаимодействия цветов: «В нашем сознании мы привыкли выделять аккорды одного цвета и сочетать их с аккордами других цветов — это необходимо нам для создания упорядоченного смысла. Здесь этого не происходит. Поэтому каждая картина наполнена подсознательным чувством беспокойства; при этом цвета настолько яркие, что его трудно ощутить, но все-таки оно есть» — считает Дэмиен Хёрст.
Персональная выставка Дэмиена Хёрста в Галерее Гари Татинцяна (Москва)
работает с 31 марта по 1 июня 2017 года
Титульная иллюстрация: Дэмиен Хёрст. Окно Розы собора в Дареме (фрагмент). 2008. Courtesy of Gary Tatintsian Gallery. Photo: Science UK Limited. По материалам пресс-релиза Галереи Гари Татинцяна. Иллюстрации: Галерея Гари Татинцяна.