Sign up

Жилинский, Обросов, Рабин. Три мастера в галерее РОСИЗО

I like6 
Выставка «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин» открылась в павильоне № 66 «Культура» на ВДНХ и уже вызвала большой интерес у публики. Привычный формат — живопись, — и знаковые работы художников одного поколения, которые по-разному показывали специфику своего времени. У двоих родственники были репрессированы, третий — участник «бульдозерной выставки», — вынужденно покинул страну. Дмитрий Жилинский тяготел к мастерам эпохи Возрождения, Игорь Обросов представлял «суровый стиль», а Оскар Рабин был лидером нонконформизма.
Три художника, три личности, три направления. Дмитрий Жилинский, Игорь Обросов и Оскар Рабин стали ведущими мастерами своих направлений, их имена десятилетия назад уже вошли в мировую и отечественную историю искусств. Являясь современниками, каждый из них представляет определенную культурную нишу, передает веяния своего времени.
Работа Оскара Рабина
Выставка «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин» демонстрирует преемственность художественных эпох — начиная с авангарда и заканчивая современным искусством. Куратор проекта Петр Баранов предлагает зрителю взглянуть на современную художественную эпоху как на единство противоположностей, сложившееся из творчества хотя и очень разных, но отнюдь не антагонистичных мастеров.
Дмитрий Жилинский. «Семья у моря». 2009. Собрание семьи художника

Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927 — 2015)

Дмитрий Жилинский — живописец, график и педагог, — принадлежал к поколению художников «сурового стиля» (хотя сам он не жаловал это определение). Мастер не вписывался ни в одно из современных ему течений: в своих картинах, часто написанных темперой по левкасу, он переосмысливал традиции древнерусской иконописи, Ренессанса и Северного Возрождения. Выставка «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин» — первая в ряду торжественных событий, приуроченных к 90-летию Дмитрия Жилинского, который своим творчеством доказал, что между классической традицией и современным искусством нет непреодолимых противоречий.

Дмитрий Жилинский. «Адам и Ева». 1980−1986 гг.
Дмитрий Жилинский. Сима на желтом. 2006. Оргалит, темпера
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
Читать дальше
. 69×64 см. Собрание семьи художника
Дмитрий Жилинский. С нами Бог. Этюд
Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? Читать дальше
. 1991. Холст, темпера
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
Читать дальше
, масло. 79×123 см. Собрание семьи художника
Среди наиболее значительных его работ — «У моря. Семья», «Гимнасты СССР», демонстрировавшиеся в 1966 году в павильоне СССР на 33-й Венецианской биеннале, «Под старой яблоней», триптих «1937 год», посвященный «без вины погибшим во время репрессий и беззакония» (дед и отец художника были расстреляны), многочисленные портреты. В последние годы жизни Жилинский работал над циклом картин на библейские сюжеты. Дмитрий Жилинский — Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных премий РСФСР и Российской Федерации. Среди его учеников — Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко.
Дмитрий Жилинский. «Ай да персик!» 2008. Собрание семьи художника

Игорь Павлович Обросов (1930 — 2010)

Игорь Обросов уже в 1960-е выработал собственный узнаваемый стиль: аскетичный колорит с преобладанием «землистых» тонов, впоследствии сведенный к практически монохромной контрастной черно-белой гамме, нарочитая плоскостность и силуэтность изображений, напоминающая плакатную графику, лица персонажей, уподобленные трагическим маскам.
На протяжении всей жизни работал над большими тематическими циклами, посвященными русской деревне, трагедии Великой Отечественной войны, сталинским репрессиям. Триптих «Посвящение отцу» создан в память об отце художника, враче-хирурга, директора Института им. Н. В. Склифосовского, который был репрессирован и расстрелян в 1938 году.
Фото: kudamoscow.ru

Историю своего времени Игорь Обросов запечатлел в портретах знаменитых шестидесятников, с которыми был дружен. Артисты, поэты, писатели, режиссеры, художники — собрание портретов выдающихся современников было особенной гордостью художника. Игорь Обросов — Народный художник РСФСР, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации.



Игорь Обросов. «Михаил Ульянов». 1996.

Оскар Яковлевич Рабин (р. 1928)

Оскар Рабин — один из ярких деятелей советского неофициального искусства. С 1958 года в своем бараке на окраинном районе Москвы — Лианозово — он устраивал воскресные показы работ и поэтические чтения, что позже даст повод называть Рабина главой «Лианозовской школы».

Осенью 1974 Оскар Рабин стал одним из организаторов знаменитого и разгонного властями «первого осеннего просмотра картин на открытом воздухе» на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова, который вошел в историю российского современного искусства под названием «Бульдозерной выставки».
Оскар Рабин. «Разбитые яйца». 2003. Коллекция РОСИЗО

В 1977 году под давлением властей Оскар Рабин покинул СССР и был лишен советского гражданства (возвращено в 1990 году); художник живет во Франции. Среди наиболее значительных его работ — «Паспорт» и «Натюрморт с рыбой и газетой „Правда“».

«…художники (Оскар Рабин с сыном Александром, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Евгений Рухин, Валентин Воробьёв, Виталий Комар и Александр Меламид, Юрий Жарких, поэт Игорь Холин и некоторые другие) в количестве 20 с лишним человек собрались на пустыре при пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной. Среди присутствующих была также значительная группа наблюдателей (родственники, друзья и знакомые) и большое количество зарубежных журналистов и дипломатов. Выставка продержалась примерно полчаса, затем на место прибыла группа милиционеров, одетых в штатское (около сотни). Акция была подавлена с привлечением нескольких бульдозеров, самосвалов, поливочных машин; картины ломали, участников задерживали, некоторых избивали… По воспоминаниям очевидцев, Рабин повис на ковше бульдозера и был протащен им через всю площадь вернисажа…» (отрывок, фото — сайт artinvestment)
В 1977 году под давлением властей Оскар Рабин покинул СССР и был лишен советского гражданства (возвращено в 1990 году); художник живет во Франции. Среди наиболее значительных его работ — «Паспорт» и «Натюрморт с рыбой и газетой „Правда“».
Оскар Рабин. «Крыши»
«В Советском Союзе разделение на официальное и неофициальное было искусственно спровоцировано государством. Причем разделение это касалось не только искусства и культуры в целом, но и всех аспектов тогдашней жизни. Живя в СССР, я относился к лагерю непризнанных художников, художников „неофициальных“, но только милиция считала меня тунеядцем. Сейчас этого искусственного разделения на официальное и неофициальное нет, художник сегодня может быть просто художником. Поэтому я могу только приветствовать выставку, на которой мои работы будут соседствовать с произведениями прекрасных авторов, моих коллег Дмитрия Жилинского и Игоря Обросова».
Оскар Рабин
Оскар Рабин — Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация-2005» за творческий вклад в развитие современного искусства. Кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству». Произведения Оскара Рабина входят в многочисленные частные и музейные коллекции, в том числе в собрание Центра Помпиду и Музея Майоля в Париже. Также художник входит в десятку самых дорогих ныне живущих российских художников.
На выставке «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин» представлено более 80 работ из собраний художников и их семей, а также произведения из коллекций Валерия Дудакова, Тамаза и Иветы Манашеровых, Игоря Маркина и Лики Семеновой. Экспозиция в павильоне «Культура» — три взгляда на одну эпоху, три авторских мифа, каждый из которых имеет последователей среди современных российских художников, работы которых также представлены в качестве мультимедийного дополнения на нескольких экранах.
Фото: kudamoscow.ru
Выставка «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин», которую организовали Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Фонд развития современного искусства, работает до 23 апреля 2017 года
По материалам пресс-релиза, иллюстраций и публикациям галереи РОСИЗО. Часть иллюстраций — worldpics.pro
I like6 
 Comments
To post comments log in or sign up.