Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Музей Ван Гога в Амстердаме согласился принять на экспертизу две работы,которые могут принадлежать кисти знаменитого голландского постимпрессиониста. Их владелец — американец Стива Медоус, — потратил годы и немалые суммы,пытаясь выяснить авторство произведений,которые попали к нему из,мягко говоря,сомнительной коллекции. Любопытная история — есть ли шансы на положительный вердикт исследователей?
«Я чувствую облегчение от того,что они отправились в музей, — сказал Медоус. — Я просто хочу знать правду».
Холст под названием«Японский веер» — одна из двух картин,которые Музей Ван Гога согласился принять у Стива Медоуса на экспертизу
66-летний американский архитектор,актёр,изобретатель и дилетант в искусстве Стив Медоус(Steve Meadows) отправил картины в Нидерланды в минувшем месяце. Одна из работ — это холст размером 68 на 52 см,который потенциально является оригинальным натюрмортом под названием«Японский веер». Вторая — эскиз на бумаге,предположительно — предварительный набросок для картины«Японская ваза с розами и анемонами» из Музея Орсе в Париже.
В случае положительного вердикта холст станет крупнейшей картиной мастера,чья подлинность подтверждена за последние десятилетия.
Рисунок,который потенциально может быть эскизом к подлинной картине Ван Гога
Исследование,на которое согласились специалисты из Амстердама,знаменует ещё один поворот в драматичной многолетней истории вокруг спорной и,кажется,проклятой коллекции произведений искусства.
Обе работы некогда принадлежали голландцу Йелле де Буру. В середине XX века он собрал сотни произведений якобы созданных Ван Гогом и другими мастерами — его современниками. Однако они не выдержали проверки,и многие были конфискованы в 1967 году по подозрению в подлоге. Де Бур умер в 1970 году,а 22 года спустя его наследники продали права на картины голландским и бельгийским инвесторам.
Медоус получил две свои картины от партнёра по бизнесу,и в 2004 году стал их единоличным владельцем. Вскоре он начал кропотливую проверку подлинности работ,на которую потратил сотни тысяч долларов. Архитектор упорно добивался того,чтобы произведения приняли на экспертизу в Музей Ван Гога — самое авторитетное в мире учреждение,специализирующееся на творчестве художника.
Слева: работа из коллекции Йелле де Бура — якобы автопортрет Винсента Ван Гога
Архитектор нанял специалистов по микроскопическому анализу палитры и холстов. Он также сделал инфракрасные снимки бумаги,заказал рентгеновские снимки в высоком разрешении и другие исследования. Полученные результаты показали,что обе палитры соответствуют Ван Гогу. А бумага по составу сопоставима с тем периодом,когда были написаны«Розы» из Парижа(художник создал их в июне 1890 года — за месяц до смерти). Как известно,мастер делал множество копий своих картин,используя разные цветовые палитры.
Подлинная картина Винсента Ван Гога«Японская ваза с розами и анемонами»(1890) из Музея Орсе
Между тем,у холста«Веер» есть схожие характеристики с тремя картинами голландца,относящимися в «парижскому периоду»(1886 — 1888 годы), и некоторыми работами Эдуара Мане начала 1880-х.
Сканирование показало,что«Веер» был сделан в альбомной ориентации поверх ранее неизвестного цветочного натюрморта,написанного в книжной ориентации. По словам искусствоведов,Ван Гог часто писал одну работу поверх другой.
Стив Медоус показывает картину«Японский веер» на складе в Лос-Анджелесе перед отправкой в Амстердам 14 февраля 2017 года. Фото: Joe Jackson / AFP
После появления обнадёживающих доказательств Медоус нанял юриста Дона Бёрриса(Don Burris). В 2004 году он был одним из адвокатов на слушаниях в Верховном суде США по делу«Портрета Адель Блох-Бауэр(Женщина в золотом)» Густава Климта,конфискованного нацистами. В июле 2015 года Медоус и Бёррис отправили все документы в Музей Ван Гога,и два месяца спустя тот назначил оценку картин на начало 2017-го.
«Все данные указывают на то,что это работы Ван Гога, — сказал Бёррис. — Мы рады,что музей согласился их осмотреть. Понимаем,что они не берут на себя никакой ответственности,но мы надеемся».
Пройдут месяцы или даже годы,пока эксперты вынесут свой вердикт,который может оказаться неокончательным. Пресс-секретарь музея Эсме Колер пока лишь подтвердила,что проверка идёт. «В течение этого периода музей не может дать никаких комментариев о её ходе», — добавила она.
Канадец Дэвид Брукс,специалист по творчеству Ван Гога,сказал,что будет ошеломлён,если авторство голландца подтвердится — особенно учитывая негативный шлейф от коллекции де Бура.
Слева: работа из коллекции Йелле бе Бура,якобы принадлежащая кисти Эдуара Мане, — копия с портрета инфанты Марии Маргариты,написанного Диего Веласкесом примерно в 1653 году
«Но это не выходит за рамки вероятного, — добавил он. — Сломанные часы показывают правильное время дважды в сутки. Тот факт,что работы попали в исследовательский отдел музея Ван Гога,уже обнадёживает».
Медоус черпает оптимизм из примера Эндрю Брейнерда,коллекционера из Чикаго,который в 1966 году купил у де Бура четыре картины. После нескольких десятилетий напряжённых усилий он убедил некоторых экспертов,что одна из них — работа Мане 1859 года,написанная им с портрета Диего Веласкеса«Инфанта Мария Маргарита»(ок. 1653).