Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Национальная галерея в Лондоне открывает выставку-историю — детальное исследование периода в жизни Микеланджело Буонарроти,когда он тесно сотрудничал с художником,гораздо менее известным,чем он. «Микеланджело и Себастьяно» — это рассказ,который переносит посетителей в сердце Рима эпохи Высокого Возрождения. А один из главных экспонатов — мраморная статуя воскресшего Христа,известная своей полной и бескомпромиссной наготой.
Отношения между двумя великими итальянскими мастерами — Микеланджело и Себастьяно дель Пьомбо — можно с полным основанием назвать исключительными для жестокого конкурентного мира Высокого Возрождения в Риме.
Они познакомились в 1511 году,когда Себастьяно приехал в Рим,где Микеланджело заканчивал украшение потолка Сикстинской капеллы. Результатом последующей 25-летней дружбы и сотрудничества стали выдающиеся произведения искусства,которые один не смог бы создать без другого. Отношения двух мастеров проходили на фоне военных и религиозных конфликтов той эпохи,которая в то же время отличалась интеллектуальным всплеском и художественными новшествами.
Себастьяно дель Пьомбо(настоящее имя — Себастьяно Лучиани) родился в Венеции в 1485 году и обучался,вероятно,у Джорджоне. В Рим 26-летнего художника привёз Агостино Киджи,папский банкир и крупный покровитель того времени. Молодой венецианец — во многом благодаря протекции Микеланджело, — стал знаменитым портретистом и мастером религиозных сюжетов.
Микеланджело вовлёк Себастьяно в соперничество с Рафаэлем. Он делал разработки для«Воскрешения Лазаря» дель Пьомбо,пытаясь затмить«Преображение» своего прямого конкурента Санти. После смерти Рафаэля Себастьяно стал первым художником Рима и первым живописцем,который вернулся в Вечный город после знаменитого Разграбления 1527-го года. В награду папа Климент VII сделал его хранителем папской печати(отсюда и прозвище Пьомбо — «Свинцовый»).
Слева: рисунок Микеланджело для«Воскрешения Лазаря»(1516). Британский музей
Поздний стиль Себастьяно дель Пьомбо характеризуют как тёмный и мрачный,а фигуры на его картинах демонстрируют почти неуклюжую силу.
«Творчество Микеланджело явилось одним из факторов,стимулировавших развитие маньеризма,но,в отличие от маньеристов,односторонне понимавших его наследие,сам Микеланджело сумел до конца сохранить и выразить в своих произведениях любовь к человеку и веру в его величие и красоту», — более подробную биографию одного из величайших мастеров Возрождения читайте здесь.
Помимо совместной работы«Воскрешение Лазаря», написанного для Нарбонского кафедрального собора во Франции,в центре выставки«Микеланджело и Себастьяно» находится мраморная статуя полностью обнажённого Христа. Микеланджело закончил это изображение воскресшего Иисуса в 1521 году в возрасте 46 лет. Но после смерти скульптора его творение задрапировали металлической вуалью в стиле барокко — и в таком виде оно до сих пор стоит в римской базилике Санта-Мария-сопра-Минерва.
«Вера Микеланджело в тотальное раскрытие человечности Христа все ещё слишком современна для церкви 21-го века», — заметил арт-критик газеты«Гардиан» Джонатан Джонс.
Впрочем,в Британию привезли первую версию«Воскресшего Христа», которая томилась в безвестности в монастыре Сан-Винченцо в Бассано-Романо до 1997 года,пока её не признали утерянным произведением Микеланджело. Это своё творение отверг сам мастер. Как гласят источники XVI века,статую ему заказали в 1514 году. Он принялся за работу над огромным мраморным блоком и практически закончил скульптуру,когда обнаружил в камне тёмное пятно — как раз на лице Иисуса. Как правило,Микеланджело начинал с ног,и поэтому сделал неприятное открытие лишь в конце работы.
В ярости Микеланджело отказался от этой версии,получил новый блок мрамора и вырезал ту статую,которая по сей день стоит в сердце Рима. А забракованная первая попытка была забыта,позже доработана неизвестным скульптором и,наконец,оказалась в монастыре,где её мало кто видел.
На выставке«Микеланджело и Себастьяно» можно увидеть ещё один плод совместного творчества двух мастеров — «Пьету» для базилики святого Франческо в Витербо,другие картины,рисунки,скульптуры и фрагменты переписки между художниками.