На выставке «Кодекс Межигорья» экс-правителя Украины: здесь груды золота лежат
«Не спрашивайте нас про золотой батон. Мы не знаем
, где он. Но его дух продолжает смущать публику — как и дух того
, в чьем доме нашли», — обращаются к посетителям
выставки «Кодекс Межигорья» в Киеве ее кураторы. Наш журналист побывал на «бесценном» вернисаже: кроме икон
, книжных раритетов
, и нескольких полотен
(Поленова
, Айвазовского
, европейских мастеров), роскошь царит барская
, дикая. Нередко — карикатурная.
Несмотря на отсутствие килограмма золота, отлитого в виде «социального» хлебобулочного изделия, очередь в Национальный художественный музей Украины змеится чуть не с Европейской площади. Терпеливо простаивая на знаменитой «Груше» — Грушевского, где еще недавно проходили самые жаркие бои, — обыватель жаждет не хлеба, а зрелища того, как «жили-были» еще недавно его слуги.
Впрочем, как раз это было заранее известно: все в золоте — аж глаза рябит, в иконах в дорогущих окладах, в фарфоре да аляповатых пасторальных пастушках. Иногда эту красоту дополняет изысканная резьба по кости от средневековых китайцев.
Но публике гораздо интереснее целый зал, отданный аляповатым парадным портретам Виктора Федоровича Януковича лично. Есть там «Янык» в золоте, в рамочке из драгоценных камней. Авторства Никаса Сафронова, за рулем гоночного авто и даже в виде куклы в рост человека. Все это неимоверно смешит публику. Хотя некоторые — завидуют.
На предваряющей открытие пресс-конференции выступали музейщики, представители организаций, которые пресекали разграбление, и, конечно, кураторы. Это художник Александр Ройтбурд (уже 20 лет неизменно находящийся в ТОП-10 украинских художников, коллекционер и теоретик современного искусства, в начале 2000-х он возглавлял киевскую «Галерею Гельмана»), и искусствовед и замгендиректора «Мыстецького Арсенала» Алиса Ложкина.
Александр Ройтбурд долго жаловался на то, как просто-таки невозможно было из «свалки» блестящих, но по большей части не имеющих никакой художественной ценности, экспонатов, создать «концепт» выставки. Пока организаторам не пришла в голову идея разложить самовары — к самоварам, часы — к часам, иконы — к иконам, а портреты сбежавшего хозяина имения — к другим таким же портретам.
Самая ценная картина из обнаруженных в бывшем поместье Виктора Януковича, — «Христос и грешница» Василия Поленова (почти 6,4 млн. долл. — подробный рассказ мы публиковали). Также среди ценностей — знаменитый мейсенский (и не только) фарфор, ваза и тарелка работы Пикассо 1950 г, предметы декора (н-р четыре статуи стоимостью около 1 млн. долл.), иконы («Покрова» XVII в.)… И коллекция книг, включая «Апостол» самого Ивана Федорова (1574 г. издания)
В итоге, объясняет Ройтбурд, получился «кодекс», что в эпоху Междуречья означало — «кладка». Разные «слои» предметов отражают разные аспекты мировосприятия их бывшего владельца. «Инвентаризация диктатуры» (так в итоге кураторы назвали свой текст-обоснование) вылилась, как шумерские «кодексы», в залы «Книга времени» (с напольными и настенными «золотыми» часами всех видов и форм), «Книга воды» (морские пейзажи, включая «Вид Феодосии в лунную ночь» Ивана Айвазовского, а также пару икорниц), «Книга света» (канделябры и подсвечники).
Есть в экспозиции и прочие разделы, называемые на этом вернисаже «книгами»: «духовности» (иконы и церковная утварь), «кумиров» (статуи языческих богов и аллегорические фигуры), «тщеславия» (те самые парадные портреты, включая портретную куклу) и другие. Завершает осмотр растянувшейся на целый этаж «выставки передовых достижений» диктаторского хозяйства «Книга охоты» (с дубленой шкурой нильского крокодила на всю стену) и «Книга воина» с коллекцией стрелкового оружия.
И, наконец, — «Книга итогов». «Этого раздела нет в экспозиции. Это то ощущение, которое зритель унесет с собой… Тяга к показной роскоши, как и разруха — в головах. Когда наш правящий класс от нее откажется, когда демонстрировать хороший вкус и цивилизованную умеренность потребностей станет актуальнее, чем „меряться крутостью понтов“, тогда, наверное, Украина избавится от такой дикой коррупции и такого бессовестного воровства», — резюмируют Александр Ройтбурд с Алисой Ложкиной.
… На выходе из музея мрачно курит знакомый фотограф. «Спрашиваю, — говорит, — у Ройтбурада. «А почему не назвали ни единого имени того, кто эту ерунду Януковичу надарил? Почти везде же — дарственные надписи или, напоказ, сертификаты? А Ройтбурд на это и отвечает: «Давайте не будем копаться в грязном белье!»
— Тьфу ты! — демонстративно сплевывает фотограф. А очередь змеится. Только за первый день выставки ее посетили 1700 человек — при рекорде в 1600 на выставку классической живописи. И многие все равно спрашивают смотрителей музея про знаменитый золотой батон.
Елизавета Воробьева