Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
В санкт-петербургской KGallery 24 марта 2017 года откроется масштабная выставка работ Константина Сомова(1869−1939) — одного из самых ярких художников Серебряного века,сооснователя объединения«Мир искусства». Зрители увидят более восьмидесяти живописных и графических работ художника,фарфоровые композиции,выполненные по его эскизам,а также книжную графику из музейных и частных коллекций.
Прежде ретроспективные выставки художника в России проводились в 1969—1971 годах и были приурочены к 100-летию со дня рождения мастера. Этой весной в KGallery будут представлены работы из собраний Государственного Русского музея,Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства,Музея-квартиры им. И. И. Бродского,Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме,а также из нескольких десятков частных зарубежных и российских коллекций.
Обширную подборку работ художника в экспозиции,которая готовилась на протяжении года,дополнит уникальный,ранее не демонстрировавшийся широкому зрителю фотоархив,предоставленный KGallery семьей художника.
Константин Андреевич Сомов родился в семье известного музейного деятеля,хранителя Эрмитажа Андрея Ивановича Сомова и с детства был окружен предметами искусства и разговорами о нем. Учась в петербургской школе Карла Мая — передовом для своего времени учебном заведении, — Константин Сомов познакомился и сблизился с Александром Бенуа, Вальтером Нувелем,Дмитрием Философовым, а позже,вместе с Сергеем Дягилевым все они приняли участие в создании общества и одноименного журнала«Мир искусства». В 1888 году Сомов поступает в петербургскую Академию художеств; в 1894 году он становится учеником мастерской Ильи Репина. В том же 1894-м он принимает участие в своей первой знаковой выставке,организованной Обществом русских акварелистов.
Потом был Париж — куда же без Парижа! Здесь в 1897−98 гг Константин Сомов обучался в Академии Коларосси,после которой вернулся в родной Санкт-Петербург,где погрузился в кипучую художественную жизнь столицы. Именно тогда его увлекла изящная скульптурная пластика фарфора,который он любил,понимал и много лет коллекционировал. Несколько лет спустя по его моделям на Императорском фарфоровом заводе отливают несколько фарфоровых статуэток,в том числе знаменитую«Даму,снимающую маску»(1906). На выставке обещают представить старинные,дореволюционные композиции по эскизам художника.
В 1898 году Сомов делает первый шаг в иллюстрации,приняв участие в конкурсе на оформление обложки журнала«Мир искусства». Художник работает много и плодотворно,создавая рисунки для книг«Граф Нулин» А. Пушкина(1899), повестей Н. Гоголя«Нос» и «Невский проспект»(1901), трудится над оформлением журнала«Мир искусства» и «Художественные сокровища России». В 1903 году в Санкт-Петербурге проходит его первая персональная выставка,на которой Сомов представил 162 работы; позже большую часть этой экспозиции показали в Берлине и Гамбурге.
Константин Сомов в Париже. 1912
Константин Сомов был известен как портретными работами,так и картинами,изображающими жанровые сценки,воскрешающие жеманный мир придворных балов и маскарадов«галантного» XVIII столетия.
Одной из наиболее известных работ Сомова стали эротические иллюстрации к куртуазному сборнику«Книга Маркизы». В этом сборнике,идея создания которого принадлежит австрийскому эссеисту и критику Францу Блею,собрана антология французской эротической литературы 18 века: Вольтер,Казанова,Шенье,Парни — всего около полусотни авторов. Иллюстрации для«Книги Маркизы» Блей заказал Константину Сомову. Первый раз книга была напечатана на немецком языке в издательстве«Hans Von Veber» в 1907 году,позже неоднократно переиздавалась — в частности,в 1918 году в Санкт-Петербурге.
На предстоящей выставке в KGallery будет представлено три варианта«Книги Маркизы» с иллюстрациями Константина Сомова.
Известный библиофил и художественный критик Эрих Голлербах писал о «Книге Маркизы» так: «Здесь,как в некоем фокусе,сосредоточился и утончённый ретроспективизм и модный эротизм эстетического мировосприятия,отразился мечтательный культ XVIII века,с его очаровательным бесстыдством,фривольностью и напряжённой чувственностью. В смысле художественной идеологии в этой книге нет никакого движения вперёд,никакого искания,но она бесспорно замечательна сама по себе,„как вещь“. Вся проникнутая духом „мелочей прекрасных и воздушных,любви ночей,то нежащих,то душных“, она строго выдержана в одном графическом стиле,в единой изобразительной гармонии. В графическом творчестве Сомова эта книга является высшим достижением. В истории русских иллюстрированных изданий она,по праву,может занять одно из первых мест».
Революцию 1917 года Константин Сомов не принял,хотя в 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских,а годом позже провел в Третьяковской галерее большую выставку по случаю своего 50-летия. В 1923 году он выехал в Америку в качестве уполномоченного«Русской выставки», которую успешно провел в 1924 году. В Россию Константин Сомов не вернулся. В январе 1928 года он приобретает квартиру в Париже на бульваре Эксельманс. Художник много и плодотворно работает — пишет портреты,пейзажи,в 1927 году пробует себя в миниатюре и создает серию акварельных работ,участвует в выставках за рубежом. Париж станет домом Константина Сомова до самой его кончины в 1939 году.
В 2006 и 2007 годах работы Константина Сомова поставили рекорды на торгах русского искусства Christie’s в Лондоне: картина«Русская пастораль»(1922,иллюстрация слева) была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. Годом позже еще одна работа Сомова — «Радуга» — ушла с молотка за 3 миллиона 716 тысяч фунтов при стартовой цене 400 тысяч фунтов.
Выставка«Константин Сомов» в KGallery откроется 24 марта и будет работать до 14 мая 2017 года
К выставке будет издан иллюстрированный каталог с рядом научных статей ведущих специалистов в области русского искусства начала ХХ века. Куратор выставки — Кристина Березовская.
По материалам пресс-релиза KGallery,включая предоставленные иллюстрации(«Пейзаж с радугой,«Поцелуй»(иллюстрация к «Книге маркизы»), «Влюбленный Арлекин», фото художника). Титульная иллюстрация: Константин Сомов,«Влюбленный Арлекин», 1912(фрагмент)