Досадную оплошность допустили сотрудники Sotheby’s при составлении каталога для дневной распродажи работ импрессионистов и искусства модерна. Вместо изображения подлинной картины, выставленной на продажу, они поместили иллюстрацию подделки Вольфганга Бельтракки под названием «Воспоминание об Антверпене» (Souvenir d’Anvers). Мошенник выдавал её за совместное произведение двух известных фовистов Отона Фриеза и Жоржа Брака.
Сейчас изображение удалено с официального сайта Sotheby’s, сообщил пресс-секретарь аукционного дома.
Ла-Сьота
1907, 65.7×81 см
На самом деле Sotheby’s собирается продать работу Отона Фриеза «Ла-Сьота», подлинность которой не вызывает сомнений. Её предварительная стоимость — 500−700 тыс. фунтов стерлингов (600−830 тыс. евро). Подлог заметил немецкий журналист Штефан Кольдёхофф (Stefan Koldehoff), который писал статью для еженедельной газеты Die Zeit.
Текст, сопровождающий иллюстрацию «Воспоминание об Антверпене», гласил: «Фриез и Брак сидели рядом и писали один вид. Оба соревновались в использовании самых радикальных цветов и образов, как можно более далёких от реальных». На картине Бельтракки изображены девять небольших сцен в порту Антверпена.
Штефан Кольдёхофф заметил ошибку, поскольку в 2012 году выпустил книгу о Бельтракки в соавторстве со своим коллегой Тобиасом Тиммом. В ней как раз и была описана подделка под Фриеза и Брака. Журналисты указали, что на обратной стороне полотна находилась грубая имитация ярлыков «Галереи Альфреда Флехтайма» (Galerie Alfred Flechtheim) и «Галереи Шамес» (Galerie Schames). Последней уже не существовало к 1906 году, когда якобы была написана картина.
Слева: немецкий журналист Штефан Кольдёхофф, соавтор книги «Фальшивые картины, реальные деньги», удостоенной приза Аннеты Джакометти. Его присуждают борцам за авторские права. Фото: Getty Images
На фальшивке также есть грамматическая ошибка: в центре картины написано Souvenir de Anvers, тогда как по-французски следует писать с апострофом — Souvenir d’Anvers. Как сказано в книге, подделка попала в парижскую Galerie Aittouarès через Отто Шульте-Келлингхауса, подельника Бельтракки.
Одна из самых известных подделок Вольфганга Бельтракки, «Красная картина с лошадью», которая была продана как работа Генриха Кампендонка за почти 3 млн евро. Фальшивку купила мальтийская компания Trasteco на аукционе Lempertz в Кёльне в 2006 году
Напомним, по предварительным оценкам немецких прокуроров, Бельтракки и его сообщники выручили за свои подделки около 16 млн евро. Фальшивые картины, подписанные знаменитыми художниками, продавались не только в Германии, но и в США, Японии, Великобритании и Франции. На судебных слушаниях фигурировали всего 14 фальшивок, но сам мошенник оценивает своё «творчество» приблизительно в 300 работ. Причём продавались они на ведущих аукционах вроде Christie’s, Sotheby’s и Lempertz, так что до сих пор большинство находится у коллекционеров.
Вольфганг Бельтракки, один из самых искуссных арт-мошенников наших дней
Вольфганг Бельтракки и его сообщники попались в 2011 году и были приговорены к разным срокам заключения. Однако в январе 2015 году мошенник был досрочно отпущен на свободу. Несколько месяцев спустя «фальсификатор столетия» открыл собственную персональную выставку под названием «Свобода».
Дневная распродажа работ импрессионистов и искусства модерна пройдёт в Лондоне 2 марта.
По материалам theartnewspaper.com. Главная иллюстрация: картина «Воспоминания об Антверпене», которую Вольфганг Бельтракки выдавал за произведение Отона Фриеза и Жоржа Брака