Музей Холбёрна в городе Бате открыл уникальную — первую в Великобритании — выставку, посвящённую многочисленному семейству знаменитых нидерландских живописцев. Ключевыми работами экспозиции «Брейгели: определяющая династия» стали две панели, лишь недавно открытые вновь.
В сложном семейном древе Брейгелей посетителям помогают разобраться 29 шедевров, присланных из крупных британских учреждений. В этих картинах заключено всё своеобразие и разнообразие четырёх поколений художников из Антверпена.
Свадебные пляски на лоне природы
1614, 36.6×49.1 см
Главный экспонат выставки — панель «Свадебные пляски на лоне природы» из собственной коллекции Музея Холбёрна. Ранее предполагалось, что она принадлежит кисти последователя или копииста. Однако реставрация и техническая экспертиза показали, что произведение уверенно можно приписать Питеру Брейгелю Младшему. Теперь картина — единственная версия этой популярной сцены, находящаяся в музее на территории Великобритании.
Изображение пьяных крестьянских плясок на свадьбе привлекло внимание Дженнифер Скотт, нового директора Музея Холбёрна, когда она проводила инспекцию в учреждении. Даже под слоями грязи и выцветшего лака острый взгляд эксперта определил работу знаменитого фламандского художника XVII века.
«Детали и цвета казались фантастическими, слишком хорошими для простой копии», — рассказала специалист, которая до того была куратором Королевской коллекции.
Слева: Питер Брейгель Младший, «Свадебные пляски на лоне природы» (фрагмент)
Выставка «Брейгели: определяющая династия» выдвигает на первый план художественный талант Питера Брейгеля Младшего, который по праву считается одним из важнейших мастеров своего времени. Обладание сразу двумя шедеврами (второй — «Разорение птичьего гнезда» — также фигурирует в выставке) вывело Музей Холбёрна на лидирующее место среди британских коллекционеров его произведений.
Второй «новооткрытой» работой на выставке «Брейгели: определяющая династия» стала панель Давида Тенирса Младшего «Мальчик, надувающий пузыри». Она также входит в собрание Музея Холбёрна, и тоже ранее приписывалась имитатору. Недавние исследования, проведённые галереей, определили её настоящее авторство.
Весна
1632, 60.5×75.8 см
«Свадебные пляски…», «Разорение птичьего гнезда» и «Мальчик…» попали в музей благодаря сестре основателя коллекции — Уильяма Холбёрна. В 1882 году она подарила жителям Бата всё собрание брата, включая картины, мебель, серебро, книги, камеи и драгоценности. Очевидно, тот купил панели Брейгеля и Тенирса у антиквара.
Визит крёстного (Визит в дом фермера)
1620-е
, 36.5×49.4 см
Остальные экспонаты на выставку «Брейгели: определяющая династия» прислали такие крупные британские учреждения, как Национальная галерея, Королевская коллекция, Национальный фонд, музеи Фицуильяма и Ашмола, а также Институт изящных искусств Барбера.
«Эта захватывающая новая экспозиция не только проливает свет на качество фламандских картин в коллекции Музея Холбёрна, но и демонстрирует богатство произведений династии Брейгелей в Великобритании», — отметила Дженнифер Скотт.
«Брейгели: определяющая династия» даёт возможность понять и переосмыслить родственные отношения живописцев. А также исследовать их индивидуальные стили и пути, которыми они утверждали своё художественное наследие и свою независимость. Посетители могут сравнить развитие иконографии «брейгелианцев» за более чем 150 лет. В залах представлены произведения Питера Брейгеля Старшего, его сыновей Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего, их прямых потомков (например, Яна ван Кесселя Старшего) и художников, которые женились на дочерях (в частности, Давид Тенирс Младший).
Выставка «Брейгели: определяющая династия» в Музее Холбёрна продлится до 4 июня.
По материалам официального сайта Музея Холбёрна и artdaily.com