Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Фонд Бейелеров в швейцарском Риене начал празднование своего 20-летияретроспективой Клода Моне — одного из самых важных художников в своей коллекции. Лейтмотивами выставки стали свет,тени и отражения,а также постоянно меняющееся отношение художника к ним. В залах галереи собраны также полотна из крупных частных и государственных коллекций Европы,Японии и США.
Экспозиция сконцентрирована на работах Моне между 1880-м годом и началом XX века. Основное внимание уделено поздним картинам и подчас неожиданным аспектам творчества этого«мага живописи»
Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше
«В норвежской лодке в Живерни»(1887) из музея Орсе. На полотне изображены три девушки в светлых платьях и ярких шляпках. Это падчерицы Моне — Жермен,Сюзанн и Бланш Ошеде,которые ловят рыбу с лодки в водах реки Эпт. Такой тип лодок,названных«норвежскими», был очень распространён во Франции в конце XIX века. Зритель видит сцену как бы находясь в соседней лодке. Ничто не движется,кажется,будто застыло само время. Даже отражение в воде проступает очень чётко. Под водной гладью видны водоросли — Моне писал друзьям,что этот фрагмент давался ему труднее всего.
Полотна Клода Моне до сих пор влияют на наше визуальное восприятие природы и ландшафтов. Посетителям ретроспективы«Моне» представлены его знаменитые средиземноморские пейзажи,виды атлантических пляжей и берегов Сены,цветочные луга,стога,кувшинки,соборы и мосты,окутанные туманом.
В своих картинах Моне экспериментировал с игрой света и цвета как на протяжении дня,так и в течение сезонов. Он магически создавал настроение с помощью отражений и теней.
Экспозиция составлена из 62-х картин,которыми владеет сам Фонд,а также музей Орсе,МоМА,Метрополитен-музей,музей Пола в Токио,галерея Тейт и другие учреждения. 15 полотен,одолженные частными коллекционерами,крайне редко предстают перед широкой публикой.
Слева: Клод Моне,«Главный вход в Руанский собор(утренний эффект)»(1894)
После смерти жены в 1879 году в творчестве Моне наступил перелом. Период его новаторства в импрессионизме подошёл к концу. Ещё не достигший всеобщего признания художник становится более финансово независимым и получает возможность совершить поездку на Средиземное море. Свет в этом регионе даёт новый импульс его искусству. Работы становятся более личными,Моне отходит от уже установившихся канонов импрессионизма.
Выставка в Фонде Бейелера является,по сути,путешествием через живописные миры Моне. Экспозиция выстроена тематически. Первый зал посвящён многочисленным и разнообразным изображениям Сены. Один из самых интересных экспонатов здесь — редко выставляемый портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
второй жены художника,Алисы Ошеде,сидящей в саду в Ветёй рядом с Сеной.
В следующем зале представлены деревья Моне. Художник,вдохновлённый японскими гравюрами,неоднократно возвращался к этому мотиву — его интересовали освещение,форма и тени,отбрасываемые деревьями.
Яркие цвета Средиземноморья отличают группу полотен,созданных в 1880-х годах. В одном из писем того времени Моне утверждает,что обнаружил на юге«сказочный свет». Художник вообще,по собственному признанию,был«без ума от моря». Большой раздел выставки посвящён берегам Нормандии и острова Бель-Иль,а также постоянно меняющемуся свету на пляжах.
Клод Моне, «Тополя на берегу реки Эпт» (1891). Галерея Тейт Британия
Клод Моне, «Скалы в Бель-Иль, Пор-Домуа» (1886). Художественный музей Цинциннати
Живописец любил и Лондон,где нашёл убежище во время франко-прусской войны в 1870 — 1871 годах. В начале XX века он вернулся в британскую столицу уже хорошо известным и успешным художником. В Фонде Бейелера можно лицезреть знаменитые виды мостов Ватерлоо и Чаринг-Кросс,а также здания парламента в разном освещении,в том числе, — в тумане,который превращает чёткие формы в таинственные силуэты. Этими картинами Моне среди прочего и отдал дань знаменитому«предтече импрессионизма» — Уильяму Тёрнеру.
Позднее работы Моне — почти исключительно изображения его сада и кувшинок в пруду. Коллекция Бейелеров насчитывает несколько выдающихся экземпляров. Последний зал выставки посвящён саду в Живерни.
Ретроспектива«Моне» в Фонде Бейелеров продлится до 28 мая.
По материалам официального сайта Фонда Бейелеров и artdaily.com. Главная иллюстрация: Клод Моне,«Закат на Сене зимой»(1880); Художественный музей Пола,Япония