Коллекция знаменитой итальянской Пинакотеки Брера, в которой хранятся шедевры Рафаэля, Мантеньи и Тинторетто, оказалась под угрозой. Резкое похолодание создало большие проблемы для сохранности экспонатов этого миланского музея: под влиянием сухого холодного воздуха деревянные подрамники живописных полотен резко ссохлись, а полотна провисли. Пострадали десятки шедевров, некоторые уже оказались в реставрационных мастерских.
Пока европейские рынки поднимают цены на овощи и листовую зелень, посадки которых пострадали вследствие сильных снегопадов, музейное сообщество активно спасает от повреждений живописные полотна, для которых влажность воздуха в 20% является смертельной.
Более 400 итальянских музеев ежегодно посещают порядка 30 миллионов человек; именно поэтому в стране уделяется большое внимание обеспечению сохранности экспонатов и имеются нормативы по оптимальным условиям хранения для различных видов экспонатов. Мы поинтересовались соответствующими параметрами для живописи на холсте, и вот что выяснилось: относительная влажность должна находиться в пределах 40−55% с максимальным колебанием параметров в течение дня не более 6%. Температура в помещении должна быть в пределах 19−24 градусов Цельсия с максимальным изменением в течение суток в 1,5 градуса.
Более 400 итальянских музеев ежегодно посещают порядка 30 миллионов человек; именно поэтому в стране уделяется большое внимание обеспечению сохранности экспонатов и имеются нормативы по оптимальным условиям хранения для различных видов экспонатов. Мы поинтересовались соответствующими параметрами для живописи на холсте, и вот что выяснилось: относительная влажность должна находиться в пределах 40−55% с максимальным колебанием параметров в течение дня не более 6%. Температура в помещении должна быть в пределах 19−24 градусов Цельсия с максимальным изменением в течение суток в 1,5 градуса.
Фото: Il Giorno
Нынешняя зима в странах Центральной Европы признана самой холодной с 1963 года. Ночные температуры опускаются до 20 градусов ниже нуля. Холод, нетипичный для Италии, уносит жизни людей и жизни шедевров искусства. Небывалая сухость воздуха и низкие температуры привели к тому, что системы поддержания специального режима температуры и влажности во многих музеях вышли из строя или не могут поддерживать показатели на приемлемом уровне в экспозиционных залах: они просто не рассчитаны на такие внешние условия.
По информации The Times, две картины из залов Пинакотеки Брера уже перенесены в реставрационный отдел с повреждениями красочного слоя, в том числе полотно Браманте «Христос у колонны». Еще 40 картин, среди которых шедевр Пьеро делла Франчески «Алтарь Монтефельтро» и у которых наблюдаются проблемы с отвисанием полотна, остаются в залах музея, а их поверхность местами проклеена полосками тонкой бумаги, чтобы предотвратить опадение красочного слоя. Не меньше упомянутых могут пострадать и картины, написанные на деревянных досках, которые ссыхаются под действием пониженной влажности и температуры.
Директор Пинакотеки Брера Джеймс Брэдберн (James Bradburne) подвергся массированной атаке со стороны итальянских экспертов, некоторые из которых почти не сдерживались в выражениях. Еще бы: канадец Брэдберн — один из тех директоров-иностранцев, которые заняли руководящие должности в 20 крупнейших музеях Италии. Произошло это по результатам конкурса, который был инициирован Министерством культуры Италии и прошел летом 2015 года: тогда из 20 постов только 4 досталось итальянцам.
По словам Брэдберна, «впервые влажность упала так быстро за последние десять лет, и климатическая система, установленная в 2004 году, не смогла (с этим) справиться. Тогда не предусмотрели такого рода «идеальный шторм». Я не стану показывать пальцем, потому что мы до сих пор не знаем точно, что произошло," - сказал директор Пинакотеки Брера.
По словам Брэдберна, «впервые влажность упала так быстро за последние десять лет, и климатическая система, установленная в 2004 году, не смогла (с этим) справиться. Тогда не предусмотрели такого рода «идеальный шторм». Я не стану показывать пальцем, потому что мы до сих пор не знаем точно, что произошло," - сказал директор Пинакотеки Брера.
Несмотря на обвинения в чрезмерной коммерциализации деятельности музея со стороны экспертов и общественности, вспомним, что именно для повышения уровня доходности и был проведен конкурс на замещение директорских должностей, ведь бюджетные дотации на содержание музеев предполагалось сократить. Надеемся, проблема будет решена с минимальными потерями для шедевров, ведь опыт работы у Брэдберна есть — до Пинакотеки Брера он девять лет руководил Палаццо Строцци во Флоренции.
Титульное фото: картина с поддерживающей красочный слой рисовой бумагой; источник The Times
Фото из залов Пинакотеки Брера: la Reppublica
Фото из залов Пинакотеки Брера: la Reppublica