В Центральном доме художника на Крымском валу идет выставка «Два брата Бенуа. Альберт и Александр», организованная галереей «Кабинетъ». 150 акварелей из частных собраний, — от пейзажей до театральных эскизов, — и то, что к выставке причастны и правнуки Альберта Бенуа — достойный повод для визита на выставку любителей искусства.
На суд столичной публики организаторы представили работы двух знаменитых представителей семьи Бенуа: основателя объединения «Мир искусства», главного художника «Русских сезонов», блестящего мастера и глубокого художественного критика Александра Николаевича Бенуа (1870−1960) и его старшего брата — основателя Общества русских акварелистов, академика Императорской академии художеств Альберта Николаевича Бенуа (1852−1936).
Привал путников у костра
30.5×44.2 см
Основную часть экспозиции составляют 150 акварелей из российских частных собраний, многие из которых зрители видят впервые. Среди 40 работ Альберта Бенуа, относящихся к русскому периоду творчества художника, ؘ- самая большая его акварель — «Вечер на Каме», не имеющая аналогов в музейных собраниях.
На выставке «Братья Бенуа» в галерее «Кабинетъ», ЦДХ
Александр Бенуа. Декорации к I акту балета «Жизель». 1910
В подготовке выставки любезно согласились участвовать потомки семьи Бенуа, живущие во Европе и США.
Подборка из домашних коллекций двух правнуков Альберта Бенуа демонстрируются в виде слайдов на специальных экранах. Акварели позднего периода отсутствуют в российских музеях и частных коллекциях, поэтому выставка и изданный к ней каталог — единственная на сегодня возможность познакомиться с поздним творчеством Альберта Бенуа, наиболее полно представить себе картину жизни художника. Многие работы — настоящее открытие для отечественных искусствоведов.
Подборка из домашних коллекций двух правнуков Альберта Бенуа демонстрируются в виде слайдов на специальных экранах. Акварели позднего периода отсутствуют в российских музеях и частных коллекциях, поэтому выставка и изданный к ней каталог — единственная на сегодня возможность познакомиться с поздним творчеством Альберта Бенуа, наиболее полно представить себе картину жизни художника. Многие работы — настоящее открытие для отечественных искусствоведов.
«Наслаждением было глядеть, как у него сразу на бумаге намечался пленивший его эффект, с какой быстротой вырисовывались предметы, как ловко, где нужно, он пользовался не успевшим еще высохнуть местом, а где нужно работал по сухому. <…> Бывало, он приедет усталый на дачу из города со службы или с какой-либо постройки и едва успеет утолить голод, как уже его тянет изобразить то, что творится в небе или отражается в водах Финского залива. И многие из этих прославленных „Закатов Альбера Бенуа“, созданные в каком-то припадке восторга, были действительно настоящими перлами».
(Александр Николаевич Бенуа. Мои воспоминания. Книга 1. Глава 14. Брат Альбер. М., 1990. С. 95).
(Александр Николаевич Бенуа. Мои воспоминания. Книга 1. Глава 14. Брат Альбер. М., 1990. С. 95).
Эскиз декорации Александра Бенуа «Деревушка в горах» к I акту балета А. Адана «Жизель» была создана в 1948 году для возобновленной постановки 1932 года с хореографией Сержа Лифаря для парижской Гранд Опера.
Александр Бенуа предстает перед зрителями в двух основных творческих ипостасях — «мирискуссника» и театрального художника.
Среди экспонатов — эскизы декораций к знаменитым балетным постановкам Дягилева, акварели, виды Версаля и другие работы из российских и зарубежных частных собраний.
Среди экспонатов — эскизы декораций к знаменитым балетным постановкам Дягилева, акварели, виды Версаля и другие работы из российских и зарубежных частных собраний.
Александр Бенуа. Эскиз декорации к спекталю «Мнимый больной». 1912 г.
Часть выставки посвящена творчеству Александру Бенуа — иллюстратора. Среди коллекционных старинных книг, оформленных непревзойденным мастером книжной графики — одна из первых работ художника в этой области, — знаменитая «Азбука в картинах»; издания произведений А.С. Пушкина «Пиковая дама», «Медный всадник» и «Капитанская дочка», а также роскошный альбом «Царское село» — уникальный образец «коллективного творчества» Александра Бенуа и замечательных русских графиков Сомова, Добужинского, Лансере и Яремича, которых Александр Николаевич привлек к работе над изданием.
Специальный тематический раздел — дореволюционные «артистические карточки». Старинные открытки, выпущенные Общиной Святой Евгении, типографией Плюшара и другими издателями, украшают репродукции работ двух знаменитых представителей семьи Бенуа.
К выставке выпущены два отдельных каталога, посвященных братьям Бенуа: указатели содержат информацию более чем о 1500 произведениях Альберта Бенуа и более чем о 2000 — Александра Бенуа. Для профессионалов безусловную ценность представляют включенные в каталоги подробные указатели работ художников, составленные по материалам прижизненных и мемориальных выставок, аукционов, благотворительных лотерей и других архивных источников.
Поскольку выставка проходит в период новогодних каникул, организаторы позаботились том, чтобы детям на выставке было уютно и интересно: для них подготовлены специальные сувениры, а также интерьерные интерактивные элементы, дополняющие интерьеры экспозиции — двухмерные ростовые фигуры, выполненные по эскизам театральных костюмов Александра Бенуа. Все это делает выставку «Братья Бенуа» интересной, в том числе, и для семейного посещения.
Выставка «Два брата Бенуа. Альберт и Александр. Акварели и рисунки из российских и зарубежных частных собраний»
в галерее «Кабинетъ» (ЦДХ, залы 14 и 14а) работает до 15 января 2017 года
в галерее «Кабинетъ» (ЦДХ, залы 14 и 14а) работает до 15 января 2017 года
Титульная иллюстрация: акварель
кисти Альбера Бенуа.
В материале использован пресс-релиз, иллюстрации и публикации галереи «Кабинетъ» в социальной сети Фейсбук.
В материале использован пресс-релиз, иллюстрации и публикации галереи «Кабинетъ» в социальной сети Фейсбук.