Sign up

«Багатели» Василия Кандинского: уникальные произведения художника в ГМИИ им.Пушкина

I like9 
16 декабря 2016 года исполняется 150 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского (1866−1944) — выдающегося художника, педагога и основоположника абстракционизма. Этой дате посвящена и особая выставка: 20 декабря 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открывается экспозиция, которая представит публике поистине уникальные произведения Василия Кандинского, выполненные в технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915−1920 годов.
На выставке будут представлены работы московского периода, созданные с 1915 по 1920 годы, хранящиеся в различных музеях и частных коллекциях — серия абстрактных акварелей и около 27 так называемых «стекол».
В примитивистских сценках Кандинский возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908−1909 годов. Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи»; часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений. В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам. Всего в состав экспозиции включены более 50 произведений Василия Кандинского.
Василий Кандинский. «Амазонка с голубыми львами» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ
Помимо произведений Василия Кандинского, в состав экспозиции вошли семь работ супруги художника, Нины Кандинской: шесть — из собрания ГМИИ и одна — из Национального музея искусств Азербайджана, которые впервые будут показаны российской публике.
Знаменитая акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
мастера «Одному голосу» (1916) была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой, Ниной Николаевной Андреевской, в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Василий Кадинский. «Одному голосу». 1916. Бумага, акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
. Коллекция ГМИИ им. Пушкина
Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи — художник пишет маслом на обороте стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции «слева направо». Старинную технику «Hinterglasmalerei» Кандинский изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии. «Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни.

Василий Кандинский. «Амазонка в горах» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского.

Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Зрители увидят первую работу Нины «Прогулка», которая, согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа. Будет представлен фарфор с росписью по эскизам Василия Кандинского, созданный в 1920-х годах, а также образцы народного творчества, оказавшего большое влияние на художника: лубки, деревянные игрушки, подстекольная живопись из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекций.
В 1917 году после свадьбы Василий и Нина Кандинские отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом. Под впечатлением от поездки Кандинский написал акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
«Иматра», которая также будет представлена на выставке в ГМИИ им. Пушкина.

Василий Кандинский. «Иматра». 1917. Бумага, акварель
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
Читать дальше
.





Василий Кандинский. «Дама с цветком» (1917). Стекло, масло. Коллекция Национального музея искусств Азербайджана

Среди участников проекта — Государственный Русский музей, Вятский художественный музей им. В.М. и А. М. Васнецовых, Яранский краеведческий музей, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, Национальный музей искусств Азербайджана. Для самых любознательных посетителей поготовлено иллюстрированное издание со статьями научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина- Наталии Автономовой и Алексея Петухова.

Также в издательстве «Искусство — XXI век» готовится к выходу в свет книга Нины Кандинской «Кандинский и я» в переводе Марины Изюмской.

Василий Кандинский.
Эскиз к композиции «Красное с черным» (1915)
Бумага, акварель.
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых

Выставка «Багатели» Василия Кандинского" в ГМИИ им. Пушкина откроется 20 декабря 2016
и
будет открыта для публики до 12 февраля 2017 года.

Премия Кандинского - названы лауреаты

Рассказывая о Кандинском и новой выставке его уникальных работ, устроенной в честь юбилея, будет уместно сообщить читателям и о победителях десятого, юбилейного конкурсного года Премии Кандинского, имена которых объявили 14 декабря 2016 года. Из 9 финалистов победителями в трех номинациях стали:

«Проект года» — Андрей Кузькин, за проект «Право на жизнь».

«Молодой художник. Проект года» — Супер Таус (Таус Махачева), за видеодокументацию перформанса «Без названия-2», исполненного персонажем-супергероем.


«Научная работа. История и теория современного искусства» — Виктор Мизиано, за альбом-монографию «Виноградов и Дубосарский», выпущенного издательством «Авангард».

Новые лауреаты Премии Кандинского — Таус Махачева, Виктор Мизиано, Андрей Кузькин.
Источник фото: The Art Newspaper Russia

«Артхив» поздравляет лауреатов и приглашает читателей подробно ознакомиться с их проектами на странице Премии Кандинского.
Титульная иллюстрация: Василий Кандинский, «Иматра». 1917. (фрагмент)
При подготовке материала использованы пресс-релизы ГМИИ им. Пушкина и Премии Кандинского.
I like9 
 Comments  1
Slava Komisaroff
, December 19, 2016 07:00 AM 0
Original   Auto-Translated
если бы Кандинский увидел лауреатов премии его имени-был бы конечно в недоумении!Какое они имеют отношение к Кандинскому?Да и вся эта нел епая премия?Абсурд,да и только!
To post comments log in or sign up.