Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Галерея Тейт Британия в Лондоне организовала первую за почти 75 лет ретроспективу одного из самых значительных британских художников первой половины XX века — Пола Нэша. Выставка,которая начинается с ранних рисунков и заканчивается знаковыми картинами периода Второй мировой войны,показывает важность этого сюрреалиста для британского современного искусства.
Помимо хорошо известных работ публике представлена скульптура Пола Нэша,более 70 лет забытая в картонной коробке и обнаруженная лишь недавно,а также двухстороннее полотно,одно из изображений на котором зрители ещё не видели.
Сюрреалист Пол Нэш(1889 — 1946) сыграл ключевую роль в развитии модернизма в английском искусстве. Он увлекался далёким прошлым Великобритании и некоторое время провёл на юге Англии,раскрывая сюрреалистическую и мистическую стороны местных пейзажей.
Вдохновляясь помимо прочего фазами луны,он интерпретировал окружающее в соответствии с собственной уникальной мифологией,которую развивал на протяжении всей карьеры.
Первая мировая война безвозвратно изменила творчество Пола Нэша. В 1917 году он написал жене из штаба армии союзников,где служил военных художником: «Я видел самый страшный кошмар… Я больше не пытливый и увлечённый живописец,я — посланник». Его пейзажи,прежде выполненные в лирических бледных тонах,потемнели,поля покрылись осколками снарядов,деревья обрели жёсткие очертания и мертвенно чёрные тени,лунный свет и солнце потеряли тепло.
Критик Роджер Фрай отметил«особый,как ни у кого другого,кроме Нэша,талант передавать определённый поэтический аспект этих сцен».
Нэша беспокоило,что в мирное время его дни превратятся в «борьбу военного художника без войны». Но,как показывает ретроспектива в Тейт,он остался посланником и после демобилизации. Теперь он переносил в Англию с континента авангардные идеи абстракционизма и сюрреализма.
Глядя на таких художников,как Пикассо и де Кирико,Нэш начал экспериментировать с фрагментированными изображениями и абстрактными формами. И к концу 1920-х годов неодушевлённые предметы и геометрические фигуры сделали свой сюрреалистический дебют на его пейзажах.
Летом 1933 года его заинтересовали стоячие камни близ деревни Эйвбери в Уилтшире. Художник начал изучать доисторическую эпоху,друидские мифы и мистику. Это отражалось не только в его картинах,но и сочинениях,фотографиях и коллажах.
Одним из наиболее важных экспонатов на выставке стала скульптура Пола Нэша,которую в последний раз демонстрировали публике в 1942 году. После этого композиция«Лунный вольер»(1937) была забыта в картонной коробке в хранилище и обнаружена лишь в этом году. Художник часто демонстрировал её на сюрреалистических выставках в Великобритании в конце 1930-х — начале 1940-х,но с тех пор она считалась уничтоженной,как и большинство других конструкций Нэша.
«Лунный вольер» (1937)
Пол Нэш, «Дом мёртвых» (1932)
«Лунный вольер» изготовлен из кедра,слоновой кости и камня. Скульптура связана с более ранним рисунком Нэша,«Дом мёртвых»(1932) года,на котором изображены души в виде крылатых существ,обитающих в «воздушных небесных жилищах» — открытых рамах,что качаются на облаках. В инсталляции художник воссоздал эту фантазию в трёх измерениях. Конструкцию он сформировал из деревянных ящиков для яиц,а сидящих птиц представил в виде плоских овалов,закреплённых на вершинах пирамидок.
Ещё одной«изюминкой» экспозиции стала одна из двусторонних картин Пола Нэша. Одна из сторон называется«Круг монолитов»(1936 — 1937), вторая — «Две змеи»(1929).
Первая никогда не выставлялась на публику и является примером одного из самых сюрреалистических пейзажей Нэша,в котором сосуществуют мечта и реальность. Выставленная наряду с другими,более известными изображениями древних монолитов в Эйвбери,она позволяет посетителям создать новые связи в этой группе работ.