Государственная Третьяковская галерея начала новый долгосрочный проект — серию выставок, знакомящих с изобразительным искусством республик, входивших в состав бывшего СССР, а ныне являющихся независимыми государствами. Череду экспозиций открыла выставка азербайджанских художников «Созвездие Апшерона», на которой представлены работы 1960−1980х годов.
Во второй половине ХХ века в собрание Галереи поступали лучшие образцы произведений живописи, графики, скульптуры из союзных республик. После распада СССР комплектование данного фонда прекратилось, но к началу 1990-х годов в музее уже сформировалась крупная коллекция, составляющая более 2 000 экспонатов. В России это единственная репрезентативная панорама уникального культурного феномена — изобразительного искусства национальных школ. Логичный шаг — показать коллекцию широкой публике.
Тогрул Нариманбеков. «На эйлак». 1966. Коллекция ГТГ
Первая выставка проекта, организованная при поддержке Посольства Азербайджанской республики в Российской Федерации, представляет творчество художников Азербайджана. Основным источником комплектования коллекции азербайджанского искусства в Третьяковской галерее с 1945 года были выставки. Одновременно с пополнением коллекции шел процесс ее изучения, результатом которого стало издание в 2013 году седьмого тома каталога собрания Третьяковской галереи.
Джавад Мирджавадов. «Свадьба». 1980-е.
Галерея «Нар», Баку, Азербайджан
Галерея «Нар», Баку, Азербайджан
Характерные черты азербайджанской школы — стремление к подчеркнуто острым композиционным решениям, широкой живописной технике, усиленной яркости колорита, свободе, раскованности письма. В экспозиции «Созвездие Апшерона» представлено более 60 живописных произведений и 11 скульптур.
Расим Бабаев. «Многоликий див». 1989. Фонд Марджани
Выставка «Созвездие Апшерона*" включает лучшие произведения азербайджанских мастеров из собрания Третьяковской галереи. Задача выставки — объединить в одной экспозиции полотна «официальных» художников из коллекции музея и работы из частных коллекций и музеев Азербайджана тех живописцев, которые были лишены возможности широко выставляться в советское время.
Кураторы предлагают отказаться от принятых стереотипов: собранные вместе, произведения живописцев разных художественных полюсов демонстрируют, сколь много у них точек соприкосновения. Они не противостоят, а, скорее, тяготеют друг к другу, объединенные привязанностью к одному времени, системой образов, яркими метафорами, характерной цветностью колористической гаммы, особой пластикой. Эти явления представляют разные грани одного культурного явления — азербайджанской художественной школы.
Надир Абдурахманов. «Индустриальный Баку». 1965. ГТГ
В 1960—1980-е годы творческий подъем переживали такие мастера, как Надир Абдурахманов, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Фархад Халилов, Мирнадир Зейналов, Геюр Юнус. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название «Апшеронская школа». Это Расим Бабаев, Тофик Джавадов, Джавад Мирджавадов, Ашраф Мурад, Камал Ахмед и Фазиль Наджафов.
Фазиль Наджафов. «Утро». 1983
Фазиль Наджафов. «Утро». 1983
Тема Апшерона стала сквозной в азербайджанской живописи и в то же время личной для каждого художника. Это не просто полуостров на западном побережье Каспийского моря, не просто суровая скалистая земля, вода, отдающая серой, леса нефтяных вышек, йодистый запах моря и нефти. Апшерон — это символ родины, это древние селения и средневековые крепости, это место, где прошлое срослось с настоящим, а будущее наследует их черты.
Мир Надир Зейналов. «Апшеронские сеятели». 1972. ГТГ
Саттар Бахлулзаде. «Горы». 2-ая половина 1960-х. Фонд Марджани
Выставка «Созвездие Апшерона. Азербайджанские художники 1960-х — 1980-х годов»
работает до 26 февраля 2017 года
работает до 26 февраля 2017 года
В заключение хотим напомнить, что до 4 декабря Третьяковская галерея набирает новых волонтеров, готовых помогать Галерее в ближайшие полгода. Если вы хотите на 6 месяцев стать помощником Третьяковской галереи и принимать участие в проведении самых главных мероприятий — регистрируйтесь!
Титульная иллюстрация: Геюр Юнусов. «Бакинцы». 1989. Фонд Марджани
При подготовке использованы материалы пресс-релиза и иллюстрации ГТГ.
При подготовке использованы материалы пресс-релиза и иллюстрации ГТГ.